Структура гражданской обороны
Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:
1) Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны.
2) Территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, лицами начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданским персоналом.
Сл. 24
Рис.1
Президент | |||||
Председатель Правительства РФ | |||||
Руководители федеральных органов исполнительной власти | Министр РФ по делам ГО и ЧС | Министр обороны РФ | |||
Управления (отделы) ГО ЧС | МЧС России | Генеральный штаб МО РФ | |||
Отделы местной самообороны | |||||
Начальники Региональных центров МЧС РФ | |||||
Руководители региональных организаций ФОИВ | Руководители ОИВ субъектов РФ | Командующие ВО (флотами) | |||
Отделы ГО ЧС | Службы ГО | Органы ГО ЧС | Службы местной самообороны | ||
Руководители объектов экономики | Руководители объектов экономики | Соединения, части ВС РФ | |||
Нештатные аварийно-спасательные формирования | Войска ГО (с 01. 01. 2009 г. – специальные формирования) | Службы местной самообороны | |||
Структура осуществления руководства гражданской обороной Российской Федерации
В состав сил, выполняющих задачи гражданской обороны, входят как основные силы, создаваемые специально в ее интересах, так и силы привлекаемые других ведомств.
К силам гражданской обороны относятся:
- войска ГО;
- ГПС МЧС России;
- аварийно-спасательные службы ГО;
- нештатные аварийно-спасательные формирования ГО;
- силы МЧС России и функциональных подсистем РСЧС.
Кроме того, могут создаваться добровольные формирования из населения.
К функциональным подсистемам РСЧС относятся:
· ведомственные аварийно-спасательные формирования (газо- и горноспасатели, аварийно-спасательные подразделения Минтранса и др.);
· части и подразделения Минобороны, МВД, других силовых ведомств, выделяемых по планам взаимодействия;
· штатные учреждения мирного времени (скорая помощь, аварийно-коммунальные службы и др.).
Сл. 25
Рис.2
СИЛЫ ГО | ||||||||
Основные | Привлекаемые | |||||||
Силы ГО | Силы МЧС | Силы функциональных подсистем РСЧС | ||||||
Войска ГО | Формирования ГПС | Части и подразделения МО, МВД и пр. | ||||||
Территориальные аварийно-спасательные службы и формирования | Поисково-спасательные отряды | Ведомственные аварийно-спасательные формирования | ||||||
Объектовые нештатные аварийно-спасательные службы и формирования | Авиация МЧС России | Силы «Медицины катастроф» | ||||||
Добровольные формирования | Силы ГИМС | Штатные учреждения и организации Службы наблюдения и лабораторного контроля и системы мониторинга | ||||||
Учреждения системы мониторинга и прогнозирования | ||||||||
Структура сил и средств, привлекаемых к решению задач гражданской обороны
Непосредственную работу по реализации планов гражданской обороны страны решают структурные подразделения гражданской обороны. Структурные подразделения гражданской обороны – подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, которые создаются (назначаются) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Сл. 26
Структурные подразделения включают силы гражданской обороны.Силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.
Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аварийно-спасательные службы (АСС)это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения конкретных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время или создаваемые в интересах ГО организации, выполняющие специальные задачи по проведению АСДНР, жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию медицинской помощи, охране общественного порядка, срочному захоронению трупов и др.
В состав АСС может входить несколько подразделений (формирований), объединенных единой организационной структурой и единым руководством.
К существующим АСС, выполняющим задачи гражданской обороны, относятся организации и учреждения здравоохранения, агропромышленного комплекса, коммунального хозяйства, гидрометеослужбы и другие организации, обеспечивающие жизнедеятельность населения.
Особую роль в военное время играют медицинские учреждения (службы). Прежде всего, к ним относится служба экстренной медицинской помощи («Медицина катастроф»). Она была создана в соответствии с постановлением Правительства СССР от 7 апреля 1990 года. В дальнейшем она была реорганизована во Всероссийскую службу медицины катастроф (ВСМК), являющуюся функциональной подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Созданный Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» определен как головное государственное учреждение на правах юридического лица, обеспечивающего научно-практическое руководство ВСМК.
Сл. 27
Нештатные формирования и учреждения спасательных служб - представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленными для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создают из числа своих работников организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время и другие организации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения отдельных задач на своих территориях.
Войска гражданской обороны Российской Федерации являются воинскими формированиями, специально предназначенными для решения задач гражданской обороны. Они используются в военное время для защиты территории страны и населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Войска гражданской обороны представляют наиболее подготовленную и мобильную часть сил гражданской обороны и выполняют наиболее сложные и трудоемкие задачи по обеспечению ввода сил гражданской обороны в очаги поражения и проведению в них аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Обладая высокой готовностью и маневренностью, они способны быстро выдвигаться к очагам поражения и первыми приступить к выполнению спасательных работ как самостоятельно, так и во взаимодействии с гражданскими организациями гражданской обороны.
Общее руководство войсками гражданской обороны осуществляет Президент Российской Федерации.
Управление войсками гражданской обороны осуществляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
· соединениями, воинскими частями и организациями войск гражданской обороны, дислоцированными на территории регионов Российской Федерации - через региональные центры МЧС России;
· соединениями, воинскими частями и организациями войск гражданской обороны центрального подчинения - непосредственно.
Соединения, воинские части и организации войск гражданской обороны в военное время могут передаваться в оперативное подчинение главам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителям органов местного самоуправления для решения задач по ликвидации последствий, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, борьбы с лесными пожарами.