Структура гражданской обороны

Государственную политику в области гражданской обороны осущест­вляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Прези­дентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения. Государственную политику в области гражданской обороны осущест­вляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Прези­дентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, явля­ются:

1) Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реше­ние задач в области гражданской обороны.

2) Территориальные органы — региональные центры по делам граждан­ской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихий­ных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской оборо­ны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъек­там Российской Федерации, комплектуются военнослужащими войск граж­данской обороны, лицами начальствующего состава Государственной проти­вопожарной службы и гражданским персоналом.

Сл. 24

Рис.1

 

Президент
 
Председатель Правительства РФ
 
Руководители федеральных органов исполнительной власти   Министр РФ по делам ГО и ЧС   Министр обороны РФ
Управления (отделы) ГО ЧС   МЧС России   Генеральный штаб МО РФ
    Отделы местной самообороны
 
    Начальники Региональных центров МЧС РФ    
 
Руководители региональных организаций ФОИВ   Руководители ОИВ субъектов РФ   Командующие ВО (флотами)
Отделы ГО ЧС   Службы ГО Органы ГО ЧС   Службы местной самообороны
 
Руководители объектов экономики   Руководители объектов экономики   Соединения, части ВС РФ
Нештатные аварийно-спасательные формирования   Войска ГО (с 01. 01. 2009 г. – специальные формирования)     Службы местной самообороны
           

 

Структура осуществления руководства гражданской обороной Российской Федерации

 

В состав сил, выполняющих задачи гражданской обороны, входят как основные силы, создаваемые специально в ее интересах, так и силы привлекаемые других ведомств.

К силам гражданской обороны относятся:

- войска ГО;

- ГПС МЧС России;

- аварийно-спасательные службы ГО;

- нештатные аварийно-спасательные формирования ГО;

- силы МЧС России и функциональных подсистем РСЧС.

Кроме того, могут создаваться добровольные формирования из населения.

К функциональным подсистемам РСЧС относятся:

· ведомственные аварийно-спасательные формирования (газо- и горноспасатели, аварийно-спасательные подразделения Минтранса и др.);

· части и подразделения Минобороны, МВД, других силовых ведомств, выделяемых по планам взаимодействия;

· штатные учреждения мирного времени (скорая помощь, аварийно-коммунальные службы и др.).

Сл. 25

 

 

Рис.2

 

    СИЛЫ ГО    
  Основные   Привлекаемые  
Силы ГО   Силы МЧС   Силы функциональных подсистем РСЧС
Войска ГО   Формирования ГПС   Части и подразделения МО, МВД и пр.
Территориальные аварийно-спасательные службы и формирования   Поисково-спасательные отряды   Ведомственные аварийно-спасательные формирования
Объектовые нештатные аварийно-спасательные службы и формирования   Авиация МЧС России   Силы «Медицины катастроф»
Добровольные формирования   Силы ГИМС   Штатные учреждения и организации Службы наблюдения и лабораторного контроля и системы мониторинга
    Учреждения системы мониторинга и прогнозирования    
                 

 

Структура сил и средств, привлекаемых к решению задач гражданской обороны

 

Непосредственную работу по реализации планов гражданской обороны страны решают структурные подразделения гражданской обороны. Структурные подразделения гражданской обороны – подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, которые создаются (назна­чаются) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Сл. 26

Структурные подразделения включают силы гражданской обороны.Силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спаса­тельные службы.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аварийно-спасательные службы (АСС)это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения конкретных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время или создаваемые в интересах ГО организации, выполняющие специальные задачи по проведению АСДНР, жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию медицинской помощи, охране общественного порядка, срочному захоронению трупов и др.

В состав АСС может входить несколько подразделений (формирований), объединенных единой организационной структурой и единым руководством.

К существующим АСС, выполняющим задачи гражданской обороны, относятся организации и учреждения здравоохранения, агропромышленного комплекса, коммунального хозяйства, гидрометеослужбы и другие организации, обеспечивающие жизнедеятельность населения.

Особую роль в военное время играют медицинские учреждения (службы). Прежде всего, к ним относится служба экстренной медицинской помощи («Медицина катастроф»). Она была создана в соответствии с постановлением Правительства СССР от 7 апреля 1990 года. В дальнейшем она была реорганизована во Всероссийскую службу медицины катастроф (ВСМК), являющуюся функциональной подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Созданный Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» определен как головное государственное учреждение на правах юридического лица, обеспечивающего научно-практическое руководство ВСМК.

Сл. 27

Нештатные формирования и учреждения спасательных служб - представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленными для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создают из числа своих работников организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время и другие организации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения отдельных задач на своих территориях.

Войска гражданской обороны Российской Федерации являются воинскими формированиями, специально предназначенными для решения задач гражданской обороны. Они используются в военное время для защиты территории страны и населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Войска гражданской обороны представляют наиболее подготовленную и мобильную часть сил гражданской обороны и выполняют наиболее сложные и трудоемкие задачи по обеспечению ввода сил гражданской обороны в очаги поражения и проведению в них аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Обладая высокой готовностью и маневренностью, они способны быстро выдвигаться к очагам поражения и первыми приступить к выполнению спасательных работ как самостоятельно, так и во взаимодействии с гражданскими организациями гражданской обороны.

Общее руководство войсками гражданской обороны осуществляет Президент Российской Федерации.

Управление войсками гражданской обороны осуществляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

· соединениями, воинскими частями и организациями войск гражданской обороны, дислоцированными на территории регионов Российской Федерации - через региональные центры МЧС России;

· соединениями, воинскими частями и организациями войск гражданской обороны центрального подчинения - непосредственно.

Соединения, воинские части и организации войск гражданской обороны в военное время могут передаваться в оперативное подчинение главам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителям органов местного самоуправления для решения задач по ликвидации последствий, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, борьбы с лесными пожарами.