II. Развитие и формирование воображения.

Каковы особенности развития и формирования творческого воображения шестилетнего ребенка.

В процессе создания образов шестилетний ребенок используется как комбинированием ранее полученных представлений, так и их преобразованием, которое осуществляется путем анализа и синтеза имеющихся представлений.

К числу наиболее доступных для ребенка приемов представления действительности относится изменение величин предметов, доходящие до крайности. Вообще преувеличение /гипербола/ широко используется детьми для создания редких противоположностей, легко доступных неразвитому еще пониманию /люди - либо образцы добродетели или красоты, либо чудовища и злодеи и т.п./.

Ребенок создает и новые образы, приписывая предметам несвойственные им качества часто антропоморфические, наделяя их способностью к превращению в другие предмет, в другое состояние и т.п.

В исследовании развития творческого воображения у детей, проведенном ОМ. Дьяченко и A.M. Кирилловой, использовалась следующая методика.

Детям 3-7 лет предлагались последовательно 20 карточек, на каждой из которых была нарисована фигура. Фигуру представляли собой как контуры элементов предметных изображений, например, силуэт ствола дерева с одной веткой, кружок - голова с двумя шеями и т.п. ребенка просили дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

Далее оценивалась степень оригинальности, необычности созданного ребенком изображения по количеству неповторяющихся у него рисунков, с одной стороны, и отсутствию повторов с рисунками других детей с другой. Оценивался и характер использования данного для до рисования эталона.

Исследование выявило 6 типов решения детьми задач на воображение.

0. Этот тип решения характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использование заданного элемента. Он не дорисовывает заданный элемент, а рисует рядом что-то свое /свободное фантазирование/.

1. При этом типе решения ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта /дерево и т.п./. но изображение контурное, схематическое, лишенное деталей.

2. При этом типе решения также изображается отдельные объекты, но с разнообразным действиями.

3. Ребенок также изображает отдельный объект, но уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет/не просто девочка, а девочка, делающая задачку, и т.п./.

4. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету, /например, девочка гуляет с собачкой/.

5. При этом типе заданная фигура используется качественно по-новому Если в первых 4 типах она выступила как основная части картинки, которую рисовал ребенок /кружок голова и т.п./, то данном случае фигура включается как один из второстепенных элементов в воплощаемый ребенком образ/например, треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картинку, и т.п./.

При этом типе ребенок проявлял большую свободу в использовании данных элементов для создания образа воображения.

Впервые данный тип манипулировая образами возникал у детей подготовительной к школе группе, и они ею проявляли в разных видах деятельности.

И здесь важно отметить роль взрослых в развитии воображения ребенка. Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющихся у него опыта и представлений, то деятельность воспитателя должна, направлена на расширение, уточнение, обогащение опыта ребенка, побуждение его к творчеству. Кроме того, в данном исследовании детей, обучали использованию действия включения. Оно состоит в том, что при выполнении задания на плоскостное конструирование от детей требуется применить детали первоначального построенной фигуры для построения другой заданной фигуры пли использовать одну и ту же деталь при повторном построении той же фигуры в другом качестве. В итоге формирующего эксперимента у всех детей экспериментальной группы наблюдалось повышение свободы в манипулировании образами почти 2 раза, в то время, как в контрольной группе он остался почти без изменений.

Разнообразны разные приемы развития воображения. Еще Леонардо да Винчи советовал, например, для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Следование этим советам дает добрые плоды.

Среди других приемов, стимулирующих детское воображение, можно назвать составление сказок на тему, предложенную воспитателем, на самостоятельно выбранную тему, рассказов на основе литературного образа, рассказов по пейзажу и другие.

Ценные рекомендации по развитию воображения ребенка дает известный итальянский писатель Джани Родари в своей книге «Грамматика фантазий. Введение в искусство придумывания историй» Одна из них бином фантазий. Положительный эффект в развитии словесного творчества дает использование в качестве опорных слов таких, которые бы разделяла известная дистанция, чтобы соседство их было сколь-нибудь необычным лес - шкаф, Красная Шапочка - вертолет и т.п. В том случае «воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создание единое, в данном случае фантастическое целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать». Педагог может воспользоваться не только этим рекомендациями, но и, проявив творчество, разработать собственные приемы развития детского воображения.