Проектирование программы

Нисходящая разработка.

Нисходящую разработку можно рассматривать как процесс, состоящий из трех этапов:

- проектирование;

- планирование;

- реализация.

 

Законы Мэрфи.

Все оказывается сложнее, чем кажется.

Все тянется дольше, чем можно ожидать.

Все оказывается дороже, чем планировалось.

Если что-то может испортиться, оно обязательно испортится.

Комментарий Каллагена: «Мэрфи был оптимистом».

Эти законы хорошо описывают проблемы традиционной восходящей технологии программирования.

 

Цели нисходящей разработки:

- уменьшить сложность программ;

- уменьшить время разработки;

- позволить как можно раньше обнаружить ошибки.

 

Одним из принципов проектирования программ является модульность программ. Модуль – это программа, которую можно вызвать из любого другого модуля и можно отдельно откомпилировать.

Разбиение программ на модули характеризуется следующими преимуществами:

- сокращение сроков написания программы, так как проектирование модулей можно поручить разным программистам;

- можно создавать библиотеки наиболее часто употребляемых функций;

- упрощается загрузка больших программ в ОЗУ – не требуется сегментация всей программы, так как это достигается естественным образом при разбиении на модули;

- для руководства легче наблюдать за продвижением проекта;

- облегчается тестирование;

- проще проектирование и последующие изменения программы.

Наряду с этим имеются и недостатки:

- может увеличиться время выполнения программы;

- может возрасти размер памяти, требуемый программе;

- может увеличиться время компиляции и загрузки;

- при некорректном разбиении программ на модули могут возникнуть проблемы межмодульного взаимодействия (особенно при внесении изменений).

-

Для современной техники эти недостатки несущественны и окупаются за счет сокращения сроков разработки и сопровождения.

Разбиение программы на модули нужно производить по возможности так, чтобы модули имели следующие желательные свойства:

- модуль должен иметь один вход и один выход и возвращать управление тому, кто его вызвал;

- размер модуля должен быть небольшим (10-100 операндов), при этом его легче читать и тестировать;

- модуль не должен сохранять историю своих вызовов для управления своим функционированием;

- модуль должен по возможности реализовывать одну функцию преобразования исходных данных в результат, это позволяет выделять часто употребляемые модули и объединять их в библиотеки;

- по возможности принятие решений в модулях нужно организовать так, чтобы эти решения прямо влияли только на выполнение вызываемых модулей;

- модуль должен быть по возможности независимым от других модулей, для этого важно ослабить связи между модулями.

Модули могут быть связаны:

- по содержимому, если один модуль ссылается на операторы другого модуля, используя абсолютное смещение, при этом даже перекомпиляция другим компилятором может привести к ошибке;

- по общей памяти, если два модуля ссылаются на одинаковые абсолютные адреса, при этом изменение размера одного элемента общей области памяти может привести к ошибкам в других модулях. Глобальные данные затрудняют чтение программ, поэтому количество глобальных данных надо стремиться уменьшать;

- по управлениюкогда один модуль при вызове другого модуля может модифицировать его действия (это может возникнуть, если вызываемый модуль реализует несколько функций, при этом, если исправлять действие одной из функций, можно испортить и выполнение остальных);

- по данным, нужно стремиться передавать меньше данных в модули.