Лекция 7. Информационные работники

1. Информационные работники. Сущность понятия

2. Свойства информационного работника, основные факторы роста производительности его труда

3. Навыки, которыми должны обладать информационные работники

 

Вопрос 1

Исторически конкурентоспособность страны определялась запасами сырьевых ресурсов. Страны, обладающие богатыми запасами природных ресурсов, располагали большим капиталом, поэтому имели возможность использовать передовые технологии и более квалифицированную рабочую силу. Успех компаний определяли: сырье, финансовые и трудовые ресурсы, технология и эффективный менеджмент. С развитием НТП и государственной системы регулирования предпринимательской деятельности значение этих факторов существенно изменилось. Наличие природных ресурсов перестало иметь определяющее значение. Важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность страны, в настоящее время становится уровень образования и квалификации трудовых ресурсов.

 

Денежная экономика стала инновационной, и капитал стал оседать в денежно-информационной форме, которая лишь временно принимает вещественную форму и затем вновь обращается в информационно-денежную форму. Используемая в этом случае информация представляет собой знания предпринимателя и работника, как технологические знания специалиста и как предположения всех заинтересованных субъектов относительно будущего положения дел. Услуги труда в такой экономике опираются не только на профессиональные знания, но и на индивидуализированные знания и способности. Поэтому в современной информационной экономике основной характеристикой услуг труда являются: квалификация, профессионализм, знания и способность к творчеству.

Знание сегодня – это информация, имеющая практическую ценность, служащая для получения конкретных результатов в обществе, экономике или в развитии самого знания. Для получения сколько-нибудь значимых результатов в любой области требуются специализированные знания. Переход от общего знания к комплексу специализированных знаний коренным образом изменяет структуру общества, создает новые движущие силы социально-экономического развития.

Главная производительная сила в условиях информатизации – информационные работники, которые обслуживают информационный сектор экономики. Информационными работниками считаются работники умственного труда, чья деятельность связана с обработкой имеющейся информации и получением новой информации (знаний). Это новый класс трудящихся, для которых информация и знание являются новым сырьем и продуктом его работы. В эту группу входят: программисты, аналитики, библиотечные работники, работники архивов, специалисты по планированию и др. Наиболее важной категорией являются менеджеры-эксперты по вопросам организации и управления, которые входят в число наиболее высокооплачиваемых профессиональных категорий персонала информационной экономики.

В настоящее время высокого уровня знаний требуют многие виды работ, которые раньше относились к сфере физического труда. К ним относятся: рабочие высокоавтоматизированных сборочных линий, рабочие, занятые на предприятиях с использованием новых информационных технологий с высокой степенью автоматизации и т.д. Работники, владеющие знаниями, должны почти одновременно решать множество разных задач и уметь управлять своими знаниями. В связи с тем, что знания, особенно технические, быстро устаревают, они должны быть способны постоянно овладевать новыми знаниями, управлять ими и координировать широкий спектр задач, входящих в сферу их рабочих знаний.

 

Вопрос 2

 

Выделяют два главных специфических свойств информационных работников:

1) информационный работник, вне зависимости от квалификации, является винтиком некоторого трудового процесса и может эффективно работать только в составе коллектива;

2) информационный работник отличается от других участников трудового процесса тем, что сам безраздельно владеет собственными «средствами производства»: интеллектом, памятью, знаниями, инициативой, личным опытом (скрытыми знаниями).

Информационные работник должны уметь справляться с большими объемами знаний разных типов, часто с несколькими типами знаний одновременно, они должны уметь одинаково хорошо работать в одиночку или в составе команды, от них требуется способность применения множества различных технологий, соответствующих разным целям на разных стадиях решения задач.

Производительность работника умственного труда определяется следующими факторами:

1) Четкая постановка задачи.

2) Ответственность за производительность целиком возлагается на самого работники, потому что работник должен сам собой управлять, для чего ему нужна независимость.

3) Непрерывная инновационная деятельность должна стать неотъемлемой частью умственной работы и включаться в производственное задание.

4) Работнику умственного труда нужно постоянно учиться и постоянно учить других.

5) Производительность работника умственного труда измеряется не количеством или объемом (это не главный показатель), а качеством.

6) Для повышения производительности информационного работника необходимо смотреть на него не как на «издержки», а как на «капитал», и обращаться с ним соответственно. Надо, чтобы информационные работники хотели трудиться в данной организации и предпочитали этот вариант всем прочим возможностям.

Информационные работники должны быть способны работать как самостоятельно, так и в группах. Например, в современном менеджменте использование знаний в командной работе повышает эффективность их использования и увеличивает объем выполняемых работ. Синтез знаний в ходе работы команды уже является источником знаний. Для контакта друг с другом информационные работники используют современные коммуникационные средства, которые позволяют членам команд поддерживать контакт в режиме реального времени.

Общие знания информационных работников включают:

Ø базовые (фундаментальные) знания – систематизированные знания, основанные на модели, описывающей все значимые аспекты некоторой ПО, ее сущности, их свойства и различные связи между ними;

Ø компилятивные знания – знания, полученные на основе уже известных знаний, путем их структурирования и/или систематизации в форме, необходимой для их использования в новых целях;

Ø неполные знания – знания, из которых не могут быть получены значимые факты в данной ПО;

Ø предметные знания – знания, относящиеся к конкретной узкой предметной области;

Ø процедурные знания – знания, воплощенные в компьютерных программах для решения тех или иных задач.

 

Вопрос 3

Знающие работники должны обладать навыками по созданию и приобретению знаний, навыками организации знаний и навыками приложения знаний, что дает им возможность трансформировать знания. В ходе процесса трансформации знания приобретаются, ими управляют и прилагают их к созданию продуктов или услуг. Процесс трансформации знаний протекает ежедневно в каждой форме.

Навыки организации знаний касаются вопросов планирования, контроля, организации и руководства знаниями с момента их создания или приобретения. Рабочие знания необходимо структурировать и привести в доступную форму для их использования. Организационное знание – это упорядоченная в соответствии с научным и воспитательным подходами система знаний, в которой каждый элемент имеет заранее определенное место и множество связей с другими элементами. Для управления организацией знаний требуется или непосредственное управление знаниями, или управление другими людьми, участвующими в процессе трансформации знаний. Управление знаниями – это особая разновидность деятельности, которая построена на организации знаний и беспрерывном анализе информации. Концепция управления знаниями, интерпретируемая как проблема использования интеллектуального капитала в организации, к концу 1990-х гг. воплотилась в целую технологию – совокупность процессов, методов, приемов и программно-технологических средств для обеспечения свободной циркуляции знаний и их генерации.

Навыки создания и приобретения знаний включают такие области, как проектирование планируемых исследований и анализ информации для генерирования новых знаний. Приобретение знаний – процесс, который может носить системный, упорядоченный характер (например, при изучении дисциплины по определенной программе) или бессистемный (например, в результате накопления собственного опыта или наблюдения за внешними явлениями).

Навыки приложения знаний концентрируются на использовании знаний в процессе выполнения работы. Они меняются в зависимости от поставленной задачи. Перед использованием знаний могут стоять задачи создания новых продуктов и услуг, увеличения ценности товаров и услуг в процессе производства, распространения и маркетинга или выполнение жизненно важных административных или вспомогательных функций. Задачи по приложению знаний – это последняя стадия процесса трансформации знания, на которой знание трансформируется в действие. Необходимые на этой стадии навыки включают широкий спектр технических и нетехнических навыков. Другое направление применения знаний направлено на их распространение и передачу. В этом случае происходит процесс циркуляции знаний.

В настоящее время процесс преобразования знания стал намного быстрее, эффективнее и глубже проникать в организации, что позволило систематизировать знание и использовать его в зависимости от поставленных целей. В итоге были созданы системы, поддерживающее принятие решений, модели виртуальной реальности, прогнозирующее моделирование, управленческие информационные системы, имеющие многочисленные варианты и решение задач по искусственному интеллекту. Эти системы были созданы и работают за счет использования человеческих знаний, которые в свою очередь преобразуются, преумножаются и используются более рационально и эффективно. Знания не только встроены в операционную систему корпораций, но и во многие товары и услуги. В ряде случаев товары состоят в основном из знания с включением минимальной физической структуры, ценность таких товаров заключается во включенных в них знаниях (книги, программное обеспечение).