Понятие рынка

Лекция 3. Рынок информационных продуктов и услуг

Классификация информационных продуктов

 

Перечисленные свойства и характеристики информационных продуктов предопределяют наличие их огромного множества и разнообразия.

Умение ориентироваться на информационном рынке и возможность определить содержание и качество информационных продуктов вынуждает их классифицировать:

1) по сферам использования:

‒ научно-технические;

‒ управленческие;

‒ социальные;

2) по способам передачи информационных продуктов:

‒ на бумажных носителях;

‒ через электронные носители;

3) по типу информационного источника:

‒ текст документа;

‒ тематическая подборка или досье;

‒ база данных;

4) по виду предоставления для пользователей:

‒ для временного пользования;

‒ для постоянного пользования;

5) по отраслям, связанным с производством знаний:

‒ образование;

‒ научное исследование;

‒ СМИ;

‒ информационные машины и оборудование;

6) по отраслям народного хозяйства:

‒ строительство;

‒ сельское хозяйство;

‒ медицина;

‒ транспорт и т.д.

 

 

Рынок информационных продуктов и услуг – совокупность экономических, правовых и организационных отношений по поводу купли-продажи информационных продуктов и услуг.

Информационные услуги – действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей и информационных продуктов.

 

Рынок информационных продуктов и услуг является сегодня самым динамично развивающимся. В развитых странах доля работников информационного сектора экономики в общем числе занятых уже превышает 60%. Вклад информационного сектора в ВНП развитых стран по разным оценкам составляет 15% ‑ 30%.

Этот рынок растёт быстрее, чем рынок любых других товаров и услуг. Появились новые продукты, услуги, рабочие места, специальности и отрасли.

В конце 1996 года ВТО приняла соглашение о либерализации мирового информационного рынка. Более 90% товаров и услуг этого рынка более освобождены от торговых тарифов, что снизило их цену и дало толчок к развитию информационной индустрии.

К стратегическому увеличению объёмов продаж информационных продуктов и услуг способствовало широкое внедрение в информационную деятельность вычислительной техники и возможность удалённого доступа к базам данных по национальным и международным каналам связи и информационным сетям.

Широкое распространение персональных компьютеров, информационных сетей позволило удалённым пользователям получать информационные услуги, находясь на значительном расстоянии от поставщиков информации.

С помощью новых информационных технологий стало возможным осуществлять доступ к базам данных и базам знаний, а также осуществлять распределённую обработку информации, передавать сообщения с помощью электронной почты, проводить деловые совещания и конференции, осуществлять персональную связь с абонентами.