Понятие рынка
Лекция 3. Рынок информационных продуктов и услуг
Классификация информационных продуктов
Перечисленные свойства и характеристики информационных продуктов предопределяют наличие их огромного множества и разнообразия.
Умение ориентироваться на информационном рынке и возможность определить содержание и качество информационных продуктов вынуждает их классифицировать:
1) по сферам использования:
‒ научно-технические;
‒ управленческие;
‒ социальные;
2) по способам передачи информационных продуктов:
‒ на бумажных носителях;
‒ через электронные носители;
3) по типу информационного источника:
‒ текст документа;
‒ тематическая подборка или досье;
‒ база данных;
4) по виду предоставления для пользователей:
‒ для временного пользования;
‒ для постоянного пользования;
5) по отраслям, связанным с производством знаний:
‒ образование;
‒ научное исследование;
‒ СМИ;
‒ информационные машины и оборудование;
6) по отраслям народного хозяйства:
‒ строительство;
‒ сельское хозяйство;
‒ медицина;
‒ транспорт и т.д.
Рынок информационных продуктов и услуг – совокупность экономических, правовых и организационных отношений по поводу купли-продажи информационных продуктов и услуг.
Информационные услуги – действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей и информационных продуктов.
Рынок информационных продуктов и услуг является сегодня самым динамично развивающимся. В развитых странах доля работников информационного сектора экономики в общем числе занятых уже превышает 60%. Вклад информационного сектора в ВНП развитых стран по разным оценкам составляет 15% ‑ 30%.
Этот рынок растёт быстрее, чем рынок любых других товаров и услуг. Появились новые продукты, услуги, рабочие места, специальности и отрасли.
В конце 1996 года ВТО приняла соглашение о либерализации мирового информационного рынка. Более 90% товаров и услуг этого рынка более освобождены от торговых тарифов, что снизило их цену и дало толчок к развитию информационной индустрии.
К стратегическому увеличению объёмов продаж информационных продуктов и услуг способствовало широкое внедрение в информационную деятельность вычислительной техники и возможность удалённого доступа к базам данных по национальным и международным каналам связи и информационным сетям.
Широкое распространение персональных компьютеров, информационных сетей позволило удалённым пользователям получать информационные услуги, находясь на значительном расстоянии от поставщиков информации.
С помощью новых информационных технологий стало возможным осуществлять доступ к базам данных и базам знаний, а также осуществлять распределённую обработку информации, передавать сообщения с помощью электронной почты, проводить деловые совещания и конференции, осуществлять персональную связь с абонентами.