Стадии развития стартапов.

 

Сегодня под понятием «Стартап» понимается недавно созданное предприятие, возможно, не вышедшее на реальный рынок или лишь начинающее выходить на него и имеющее значительно ограниченный набор ресурсов. При этом стартап-компания может быть даже не зарегистрирована в соответствующих органах. Зачастую стартапы базируются на инновациях или инновационных технологиях.

Кроме того, стартапом может именоваться не только компания, но и отдельный инвестиционный проект в рамках уже работающей организации.

Начальный капитал стартап-компании может быть абсолютно любым. Естественно, если у стартапа есть хорошее финансирование, то это только плюс. К тому же при создании стартапа желательно иметь наименьшее количество партнеров.

Идеи для стартапа не имеют ограничений, однако в любом случае при его разработке и реализации должны принимать участие квалифицированные консультанты. В противном случае на всех этапах может быть сделано немало ошибок, которые скажутся как на экономической выгодности проекта, так и вообще на его жизнеспособности. Даже, казалось бы, самый простой бизнес требует в команде профессионалов своего дела, которые смогут эффективно снизить риски и избавить предпринимателя от ненужных расходов.

Наиболее часто упоминается сокращённая классификация стадий развития стартапов, согласно которой стартап проходит в своём развитии 5 стадий: посевную стадию (seed stage), стадию запуска (startup stage), стадию роста (growth stage), стадию расширения (expansion stage) и стадию «выхода» (exit stage).

Иногда применяется и более расширенная классификация стадий развития стартапа:

1-Начальная стадия стартапа (суть - идея, которая при своем развитии может приносить выгоду, окупить и преумножить инвестиции, а также ее первоначальная разработка и развитие):

а) Предшествующая посевной стадия (pre-seed stage). На этом этапе идея должна прийти к своему логическому завершению, стать не "пустыми словами", а набором документов (бизнес-план, техническое задание и пр.), в которых максимально прозрачно, понятно и привлекательно отображены все стороны вопроса (от финансирования и будущей доходности до развития). Этот этап можно представить прощупыванием и удобрением почвы.

б) Посевная стадия (seed stage). У вас готов полный комплект документов, необходимых инвестору. Как правило, именно на этом этапе начинается поиск инвестиций. Ваша идея - уже не идея, а проект. Здесь главным становится представление идеи, ее привлекательность и условия, которые предоставляются тем, кто желает рассмотреть ее на предмет целесообразности вложений. Опять же, обязательно должны быть все необходимые документы.

в) Прототип (prototype). Прототипом могут быть, например, дизайн и функционал сайта. На этом этапе намного проще получить инвестиции, т.к. проект стал не только обоснованным, но еще и красивым, привлекательным.

г) Работающий прототип (working prototype). Если вы без вложения средств довели проект до стадии работающего прототипа, то если не получите средств, значит где-то ошиблись. В таком случае нужно проанализировать все имеющиеся данные и найти эту самую ошибку. Следует также не стесняться интересоваться у потенциальных инвесторов о причинах отказа, т.к. знание недостатков улучшит и Вас (опыт) и данный проект. В IT-сфере на данном этапе существует уже рабочий, но, как правило, еще находящийся на HD ресурс.

д) Альфа-версия проекта или продукта (alpha)

е) Закрытая бета-версия проекта или продукта (private beta)

ж) Публичная бета-версия проекта или продукта (public beta)

2 - Запуск проекта в эксплуатацию или продукта в производство (суть - проект создан, существуют документы, планы, средства и т.д. Основная цель - раскрутка, выведение проекта на рабочие мощности, не дать проекту погибнуть)

а) Запуск, или ранняя стартап-стадия (launch, or early startup stage).

б) Стартап-стадия (startup stage). Это тот самый переломный момент, когда средства просто необходимы. Здесь помимо раскрутки руководство проекта начинает искать партнеров, клиентов и т.д.

в) Работа с первыми клиентами, или поздняя стартап-стадия (first clients, or late startup stage)

3 - Пост-стартап-стадия

а) Стадия роста (growth stage)

б) Стадия расширения (expansion stage)

в) Стадия выхода (exit stage).

г) Пре-IPO-стадия (при выходе через проведение IPO (Initial Public Offering), или первичное размещение компанией своих акций на бирже)

д) IPO (при выходе на IPO)