В отношении граждан старшего поколения
Концепция государственной социальной политики
Высокая численность пожилых людей в составе населения означает усиление их роли в процессах жизнедеятельности общества и сопровождается обоснованным повышением ожиданий в части представления социальных гаранту благосостояния.
Основу политики РФ как социального государства составляет создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан, поддержание стабильности в обществе, установление баланса интересов различных возрастов и социальных групп. Это предполагает комплексное решение проблем повышения уровня и качества жизни населения наряду со специальными государственными мерами в отношении отдельных групп населения, в том числе пожилых людей.
Повышение уровня и качества жизни как важное условие совершенствования образа жизни в пожилом возрасте сложный комплексный процесс, в ходе которого достигается состояние физического и духовного здоровья, удовлетворённость условиями жизни, обеспеченность необходимыми материальными, духовными, культурными и социальными благами, устанавливаются гармоничные отношения пожилых людей с социальным окружением.
Наступление пожилого возраста является для человека источником социального риска, проблемы пожилых людей имеют объективные основания, носят долговременный характер и требуют постоянного внимания, изыскания дополнительных материальных, кадровых и других ресурсов в новых рамках специальной государственной социальной политики в отношении пожилых людей.
Работа по формированию политического, правового и экономического механизмов для деятельности по предоставлению защиты, активизации социального участия и улучшению положения пожилых людей требует учета социально-демографических изменений.
Целью государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения—устойчивое повышение уровня и качества жизни пожилых людей на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдения баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального использования финансовых и других ресурсов.
Государственная социальная политика в отношении граждан старшего поколения базируется на следующих принципах:
• принцип государственной ответственности;
• принцип равенства всех граждан старшего поколения;
• принцип преемственности государственной социальной политики и стабильности мер в отношении граждан старшего поколения;
• принцип соединения правового и этического регулирования реализации политических решений в отношении граждан старшего поколения;
• принцип социальной эффективности;
• принцип социального участия и социального партнерства.
Основными направлениями государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения является: устойчивое повышение уровня и качества жизни, поддержание социально приемлемого образа жизни граждан старшего поколения, осуществляемого с учетом специфики положения, возрастной и иной дифференциации пожилых людей, национальных традиций, конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям:
— усиление правой защиты граждан пожилого возраста путем продвижения в действующее законодательство специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий их прав, осуществления комплексных мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или пострадавших от преступных деяний, создания социальной адвокатуры и социальных судов;
— обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо категории, региона проживания и других условий;
—повышение статуса здоровья пожилых людей, основанное на профилактике и снижении заболеваемости и инвалидности, доступности для всех граждан старшего поколения медицинской и специальной гериатрической помощи, лекарственного обеспечения, преемственности и взаимосвязи диагностики, лечения, обслуживания, ухода и выплаты социальных пособий на уход, а также мерах по рационализации питания;
—содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, а также учет тендерных различий при предоставлении помощи и социальных услуг, организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей;
—содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающим физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста, путем модернизации, реконструкции и ремонта домов и квартир, проектирования и строительства новых типов жилища, улучшения
экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха;
—оптимизация и развитие сети материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей в различных отраслях социальной сферы, в том числе специализированных учреждений;
—содействие посильной трудовой занятости пожилых людей и неукоснительное обеспечение им гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, недопущение дискриминации по признаку возраста при трудоустройстве, обеспечения равного доступа пожилых людей к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;
— обеспечение доступности пожилым людям информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, экономического и социального положения, о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите интересов лиц пожилого возраста и учреждений социальной сферы в части предоставления услуг пожилым людям.
Права и интересы пожилых людей закреплены законодательством РФ, законами субъектов РФ. Делается все возможное, чтобы пожилые люди не становились жертвами дискриминации по признаку возраста.
Содержание и приоритетность мер государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения находятся в прямой связи со стратегией социально-экономического развития страны и определяются на основе научно обоснованной оценки остроты и значимости выдвигаемых жизнью проблем, исходя из финансовых и других ресурсных возможностей государства.