В отношении граждан старшего поколения

Концепция государственной социальной политики

Высокая численность пожилых людей в составе населения означает усиление их роли в процессах жизнедеятельности общества и сопровождается обоснованным повышением ожиданий в части представления социальных гаранту благосо­стояния.

Основу политики РФ как социального государства состав­ляет создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан, поддержание стабильности в обществе, установление баланса интересов различных возрас­тов и социальных групп. Это предполагает комплексное реше­ние проблем повышения уровня и качества жизни населения наряду со специальными государственными мерами в отноше­нии отдельных групп населения, в том числе пожилых людей.

Повышение уровня и качества жизни как важное условие совершенствования образа жизни в пожилом возрасте сложный комплексный процесс, в ходе которого достигается состояние физического и духовного здоровья, удовлетворённость условиями жизни, обеспеченность необходимыми материальными, духовными, культурными и социальными благами, уста­навливаются гармоничные отношения пожилых людей с социальным окружением.

Наступление пожилого возраста является для человека источником социального риска, проблемы пожилых людей имеют объективные основания, носят долговременный харак­тер и требуют постоянного внимания, изыскания дополнитель­ных материальных, кадровых и других ресурсов в новых рам­ках специальной государственной социальной политики в отно­шении пожилых людей.

Работа по формированию политического, правового и эко­номического механизмов для деятельности по предоставле­нию защиты, активизации социального участия и улучшению положения пожилых людей требует учета социально-демогра­фических изменений.

Целью государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения—устойчивое повышение уровня и качества жизни пожилых людей на основе социальной соли­дарности и справедливости, соблюдения баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального использования финансовых и других ресурсов.

Государственная социальная политика в отношении граждан старшего поколения базируется на следующих принципах:

• принцип государственной ответственности;

• принцип равенства всех граждан старшего поколения;

• принцип преемственности государственной социальной политики и стабильности мер в отношении граждан стар­шего поколения;

• принцип соединения правового и этического регулирования реализации политических решений в отношении граждан старшего поколения;

• принцип социальной эффективности;

• принцип социального участия и социального партнерства.

Основными направлениями государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения является: устойчивое повышение уровня и качества жизни, поддержа­ние социально приемлемого образа жизни граждан старшего поколения, осуществляемого с учетом специфики положения, возрастной и иной дифференциации пожилых людей, нацио­нальных традиций, конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям:

— усиление правой защиты граждан пожилого возраста путем продвижения в действующее законодательство специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий их прав, осуществления комплексных мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в труд­ной жизненной ситуации или пострадавших от преступных деяний, создания социальной адвокатуры и социальных судов;

— обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зави­симости от принадлежности к какой-либо категории, региона проживания и других условий;

—повышение статуса здоровья пожилых людей, основанное на профилактике и снижении заболеваемости и инвалидности, доступности для всех граждан старшего поколения медицин­ской и специальной гериатрической помощи, лекарственного обеспечения, преемственности и взаимосвязи диагностики, лечения, обслуживания, ухода и выплаты социальных пособий на уход, а также мерах по рационализации питания;

—содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая под­держка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супру­жеских пар, а также учет тендерных различий при предостав­лении помощи и социальных услуг, организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей;

—содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающим физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста, путем модер­низации, реконструкции и ремонта домов и квартир, проек­тирования и строительства новых типов жилища, улучшения
экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха;

—оптимизация и развитие сети материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей в различ­ных отраслях социальной сферы, в том числе специализиро­ванных учреждений;

—содействие посильной трудовой занятости пожилых людей и неукоснительное обеспечение им гарантий в части удовлет­ворительных условий и оплаты труда, недопущение дискрими­нации по признаку возраста при трудоустройстве, обеспечения равного доступа пожилых людей к программам и системам про­фессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;

— обеспечение доступности пожилым людям информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, эконо­мического и социального положения, о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите интересов лиц пожилого возраста и учреждений социаль­ной сферы в части предоставления услуг пожилым людям.

Права и интересы пожилых людей закреплены законода­тельством РФ, законами субъектов РФ. Делается все возмож­ное, чтобы пожилые люди не становились жертвами дискри­минации по признаку возраста.

Содержание и приоритетность мер государственной соци­альной политики в отношении граждан старшего поколения находятся в прямой связи со стратегией социально-экономиче­ского развития страны и определяются на основе научно обо­снованной оценки остроты и значимости выдвигаемых жиз­нью проблем, исходя из финансовых и других ресурсных воз­можностей государства.