БОЛЬШЕВИКИ

НАРОДНИКИ

Герцен Огарев Белинский Чернышевский Писарев Добролюбов

ДЕКАБРИСТЫ

Радищев

А.Н.Радищев (1749-1802)увлекался идеями французских просветителей -Гельвеция, Дидро, Мабли, Руссо, - пытался дать им собственную интерпрета­цию. В оде "Вольность" он прославляет пример Кромвеля, казнившего анг­лийского короля. За издание своего знаменитого "Путешествия из Петербурга в Москву" писатель был осужден на смертную казнь, замененную ссылкой в Сибирь.

В основе политической концепции Радищева лежит обобщение опыта бур­жуазных революций на Западе и краха политики "просвещенного абсолютиз­ма" в России. Радищев явился родоначальником революционной традиции в общественно-политической мысли России, Признавая необходимость рево­люционного уничтожения монархии и феодально-крепостнического строя, мыслитель в то же время не исключал возможности использования и реформ, в частности, - для освобождения крестьян от крепостного права путем добро-зольного отказа помещиков от сословных привилегий. Будущий обществен­ный строй он представлял себе в форме демократической республики, осно­ванной на добровольном согласии народов, населяющих страну. В новом об­ществе, по его мнению, не должно быть сословного деления, резкого различия в собственности, при котором масса людей страдает от нищеты. Он не согла­шался с учением Монтескье о "разделении властей" и утверждением Руссо о том, что демократическое правление возможно только в малых странах, тогда как в больших державах предпочтительнее монархия. Радищев выступал про­тив расовых предрассудков и теорий, отстаивал прогрессивный принцип рав­ноправия народов, их право на свободу и самостоятельное государственное устройство.

Радищев был первый, кто стал исповедовать радикальные взгляды, но он был также первым, кто заговорил о трудностях революционного пути: "Таков есть закон природы: из мучительства рождается вольность, из вольности - раб­ство", имея в виду печальный опыт Великой французской буржуазной рево­люции 1789-1794 гг., когда из безбрежного разгула свободы, приведшего к массовому террору, родилась тирания Наполеона Бонапарта.

Подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 г. вызвал подъем са­мосознания передовых слоев русского общества. Народ, который сокрушил армию Наполеона и помог освободиться от завоевателей другим народам Ев­ропы, не хотел больше оставаться в полурабском состоянии. Надежды на "реформы сверху " были развеяны реакционным курсом правительства. Среди передового офицерства стали возникать тайные общества, вокруг которых сплачивались наиболее прогрессивные и решительные представители дворян­ства. Готовясь к будущим выступлениям, они глубоко изучили революцион­ный опыт и политические доктрины Западной Европы и Северной Америки. В то же время они усиленно работали над составлением собственных политиче­ских программ и проектов преобразования российского государства.

Наиболее выдающимися произведениями политической мысли дворян-революционеров являлись "Русская правда" П.И.Пестеля и проект Конститу­ции, написанный Никитой Муравьевым. П.И.Пестель в 1821 г. организует Юж­ное общество, пишет для этого общества республиканско-демократическую программу под названием "Русская правда", где подверг всесторонней критике самодержавно-крепостнический строй, доказывает неизбежность его ниспро­вержения. Главным средством преобразования общества Пестель считал "революцию сверху" (этим он отличается от Радищева, который уповал на бунт народных низов). Для утверждения нового общества Пестель предлагал переходный период сроком в 10-15 лет - период диктатуры временного Вер­ховного правления, которое произведет необходимые реформы и подготовит народ к принятию конституции. Пестель отвергал в качестве формы будущего государственного устройства конституционную монархию. Он убежденный сторонник демократической республики.

Пестель критически оценивал формальный характер демократизма в стра­нах Западной Европы и Североамериканских Штатах. Само по себе изменение только формы государственного правления не улучшает положения народа. Только наделение крестьян землей дает им подлинную свободу. Весь земельный фонд России он предлагал разделить на две части - общественную и част­ную. При этом, первая предназначалась для бесплатной передачи любому гра­жданину, который пожелает трудиться на земле. В результате будет уничто­жена нищета, уменьшится преступность, укрепится нравственность. Возвы­сится дух народа, его самодеятельность. Увеличится народонаселение, вырас­тет промышленность. В народе проснется патриотизм. Другая часть земельно­го фонда должна поступить в собственность казны и частных лиц, стать пред­метом купли-продажи и служить источником "изобилия" для государства.

В области политических реформ первостепенной задачей Пестель считал введение равенства всех граждан перед законом и ликвидацию всяких сослов­ных и иных привилегии. Верховная законодательная

власть должна принадлежать собранию представителей - народному вече. Исполнительная власть должна находиться в руках державной думы, будет со­стоять из пяти лиц, избираемых народным вече сроком на 5 лет. Ежегодно должно происходить обновление думы: на место одного выбывающего члена думы избирается новый депутат. Председателем должен быть поочередно каждый член думы в последний год своего пребывания в ее составе.

На смену декабристам пришли революционные демократы или, как их еще называли, разночинцы, среди которых наиболее выдающимися были В.Г.Белинский, А.И.Герцен и И.Г.Чернышевский. Для них характерна мысль о восстании. Так, Белинский считал смешным представление сен-симонистов, что к социализму можно прийти без насильственных перемен и крови. Огарев в прокламации "Что нужно народу" писал, что народ сможет завоевать свобо­ду только собственными руками. Отсюда вывод - надо организованно гото­виться к восстанию. В 1852 г. А.И.Герцен основал для борьбы с крепостниче­ством и царизмом Вольную русскую типографию в Лондоне. С 1854 г. издает литературный альманах "Полярная звезда", а с 1857 г. - первую русскую рево­люционную газету "Колокол", которые сыграли выдающуюся роль в русском освободительном движении. В начале 60-х годов Герцен вместе с Огаревым участвует в создании тайного общества "Земля к воля", положившего начало движению народников.

В историю социально-политической мысли Герцен вошел как один из ос­новоположников "теории русского (или крестьянского) социализма". Исход­ным пунктом русского социализма признавалась русская крестьянская община. Как известно, в русской крестьянской общине в 19 веке сохранялось совмест­ное владение землей и сельскими угодьями, которые распределялись уравни­тельно, по количеству душ. По сути дела, это был пережиток патриархально-родового строя. Однако многие социалисты - в их числе такие разные мысли­тели, как Герцен и К.Маркс,- связывали свои надежды на социалистические преобразования в России именно с крестьянской общиной, видя в ней "зародыш" будущего социалистического устройства и возможность особого пути России к цивилизованному обществу.

Народничество- весьма разнородное и противоречивое по своему содер­жанию социально-политическое явление, включившее в себя либеральную и революционную (в том числе и анархистскую) идеологии. Исторический фон, на котором движение народников достигает апогея в своем развитии, опреде­лялся двумя важнейшими историческими событиями - поражением России в Крымской войне, показавшей всю глубину кризиса феодально-крепостнического строя, и реформой 1861г., отменившей крепостное право. На этом фоне особое распространение среди разночинной интеллигенции получили те идейно-политические течения, которые выражали интересы кре­стьянства (или выступали от его имени). Народничество было логическим продолжением учения А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского (как и всего рево­люционно-демократического направления в целом). Его основными теорети­ками были: П.И.Лавров, Н.К.Михайловский, П.Н.Ткачев. При всем различии во взглядах общими для всех народников были следующие теоретические моменты: идея некапиталистического пути и самобытности социально-экономического развития России, теория "русского социализма" (воспринятая ими у А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского), идеализация русского крестьянина как носителя социалистических взглядов, признание интеллигенции надклас­совой силой и ставка на нее как главную движущую силу будущих социальных преобразований.

Представители либерального крыла народничества (Лавров, Михайловский) основной задачей считали социалистическую пропаганду среди крестьян ("хождение в народ"). Представители революционного крыла (Ткачев и др.) делали ставку на насильственное и немедленное свержение самодержавия, считая, что революционер "всегда хочет" и "всегда может" сделать революцию.

Среди "бунтарского51 крыла особое место занимало анархистское течение, крупнейшим теоретиком которого (не только по российским меркам, но и в мировом масштабе) были М.А.Бакунин, а впоследствии его последователь и продолжатель П.А.Кропоткин.Основой русского анархизма стал тезис Руссо о том. что государство есть абсолютное зло. Руссо противопоставлял совре­менному государству народное правление, которое нельзя назвать государст­вом. Бакунин был однозначно за разрушение государства как механизма подав­ления, всегда враждебного народу. Наиболее известным произведением М.Бакунина является "Государственность и анархия", написанная им в 1873 г. Узловой элемент мировоззрения Бакунина - концепция закономерности воз­никновения государства, его роли в жизни общества и путей к его разрушению и установлению безгосударственного общественного самоуправления. Хотя определенной исторической роли государства Бакунин не отрицал (государство - зло, но зло исторически оправданное и в прошлом необходимое), однако в силу того, что общество и государство не тождественны, государство не вечно. Оно лишь временная общественная форма, которая должна полностью исчез­нуть, раствориться, стать простой "канцелярией" общества, его "центральной конторой". Бакунин мечтал о "безгосударственных" формах организации жизни общества.

Анархия, в понимании Бакунина, вовсе не символ беспорядка и отсутствия всякого управления. Напротив, это общество, организованное на началах са­моуправления, автономии личности, свободной федерации производителей, общин, провинций и наций. Его отношение к свободе и порядку выражено в знаменитой формуле: "Свобода без социализма - это несправедливость, а со­циализм без свободы - это рабство". Идеи Бакунина получили широкое распространение не только в России, но и в ряде западноевропейских стран, особенно в Италии и Испании. Приверженцами анархической идеи были известные лич­ности периода гражданской войны: Нестор Махно, знаменитый матрос А.Железняков (разогнавший Учредительное собрание), писатель Д.Фурманов, написавший книгу "Чапаев".

Российские революционеры отнюдь не сводили возможность преобразова­ний в обществе лишь к революционному пути, да и на саму революцию они не молились. Например, Чернышевский вслед за Радищевым говорил о негатив­ной стороне революционного пути: народ нас революционеров "не знает даже и по имени...народ невежествен, исполнен грубых предрассудков и слепой нена­висти ко всем отказавшимся от его диких привычек. Он не делает никакой разницы между людьми, носящими немецкое платье; с ними со всеми он стал бы поступать одинаково. Он не пощадит и нашей науки, нашей поэзии, наших искусств; он станет уничтожать всю нашу цивилизацию". Общество - как по­этапно развивающаяся система и сложный социальный организм - не может без тяжелых последствий для себя быть радикально переустроено в соответст­вии с тем или иным социальным проектом. При этом, не важно, какая целевая ориентация кладется в его основу. Как показывает практика подобные проекты (от нереализованного "города солнца" Т.Кампанеллы до реализованного госу­дарства иезуитов в Латинской Америке) базируется, в конечном счете, на двух весьма сомнительных допущениях:

1. Общество и человек могут быть относительно легко и радикально изме­нены в соответствии с тем или иным социальным идеалом, если будут постав­лены в соответствующие условия.

2. Реформаторам хорошо известен подобный идеал и условия его реализа­ции. На практике реализация идеальных проектов ведет к созданию дефицита средств регуляции, ценностному и социально-нормативному вакууму, разру­шению культуры и социума. Поэтому сама идея резкого революционного скач­ка - такого притягательного для обыденного сознания средства быстрого решения важных социальных и экономических проблем - бесперспективна. Воплощение ее в жизнь чревато национальной катастрофой, оно отбрасывает: общество назад по сравнению с "доскачковой " точкой.

Необходимо также скачать о терроре, который почти все российские радикалы допускали или теоретически (Радищев и декабристы), или осуществляли практически (народники, эсэры, анархисты, большевики). Террор наносит ко­лоссальный вред народу и государству, хотя кажется наиболее простым спосо­бом решения политических проблем. Начинается террор с малого, но потом стремительно (как снежный ком) растет, если ему не поставить решительной преграды. Показателен пример Франции периода революции 1789-1794 гг.;, Когда погиб каждый четвертый житель Франции. В самом начале 1790 г. Жан-Поль Марат, дабы избавить "великую нацию от бедствий нищеты и ужа­сов гражданских войн", потребовал всего "несколько своевременно отрублен-

ных голов". В июле 1790 г. ему стало нужно уже "пятьсот, шестьсот", а может быть , и "двадцать тысяч отрубленных голов". В сентябре 1792 - марте 1793 г. им будет назначена за спасение нации уже неимоверная цена: "в гражданских войнах", которые вели с приспешниками деспотизма голландцы, швейцарцы, англичане и американцы, по его словам, "не жалели крови, было убито боль­ше миллиона двухсот тысяч человек". Из противника гражданских войн Ма­рат стал их ярым проповедником. Сам Марат был убит в середине 1793 года, а три месяца спустя Сен-Жюст бросит клич: "Свобода должна победить ка­кой угодно ценой". Он потребует карать "не только предателей, но и рав­нодушных". Чуть позднее тот же Сен-Жюст признается: "Сила вещей ведет нас, по-видимому, к результатам, которые не приходили к нам в голову", а результатом было установление военного деспотизма Наполеона, который кро­вавую мясорубку вынес за пределы Франции, начав серию завоевательных походов.

В России в годы гражданской войны 1918-1921 гг. погибло 10-12 млн. че­ловек. К ним необходимо добавить погибших в сталинском ГУЛАГе. Сегодня террор уже стал привычным явлением в сфере предпринимательства. Заказные убийства банкиров и бизнесменов - это обычное дело. Но появляются первые признаки и политического террора. Приобретет ли политический террор мас­совые масштабы как в прошлом или нет - это зависит от уровня политической культуры сегодняшних политических лидеров и, в первую очередь, от уровня политической культуры всех россиян.

Выводы:

1. русской политической мысли свойственна непримиримость в отношении к другим идеологиям, что привело к расколу на непримиримые лагери и пар­тии (консерваторы и радикалы, западники и славянофилы и т.д.)

2. Православие, самодержавие, народность - сущность славянофильства.

3. Русский народ - мессианский народ, народ-богоносец, ему суждено ука­зать путь для всего человечества, самому при этом претерпеть многие страда­ния (суть русской идеи).

4. Исторические ошибки российского радикализма:

а) попытки с помощью решительно мыслящих или действующих субъектов (царь, партия, гос. аппарат и т.д.), вывести нашу страну быстро и всесторон­не в ряды передовых держав;

б) идея о том, что опора на массы автоматически гарантирует успех соци­ально-политическим преобразованиям;

в) превращение политики в фетиш, с помощью которого можно решать все проблемы общества;

г) ставка в политической борьбе на силовые методы (правовой ниги­лизм).

 

5. Революционный путь преобразования в любом обществе всегда связан с огромными издержками, потерями, жертвами, страданиями и разрушениями, поэтому, превращать революцию в святыню неправильно. Это понимали мно­гие российские революционеры.