Понятие политической системы.

Термин “система” ввел в научный оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи в 20-х годах ХХ в. для обозначения процессов обмена клетки с внешней средой. Он рассматривал систему как совокупность взаимозависимых элементов, как целостность. Отношения взаимозависимости означают, что с изменением даже одного элемента системы изменяется вся целостность. Система развивается благодаря тому, что реагирует на все сигналы извне и на требования своих внутренних элементов.

Понятие “системы” на рассмотрение общества перенес Т. Парсонс, представивший общество как взаимодействие четырех подсистем, которые находятся в отношениях взаимозависимости и взаимообмена: экономической, политической, социальной и духовной. Каждая из подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне, а вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом.

В политологию понятие “политическая система” было введено в 50-х годах ХХ в. американским политологом Д. Истоном, который создал теорию политической системы. Это понятие было призвано отразить два момента: 1) целостность политики как самостоятельной сферы общества, представляющей совокупность взаимодействующих элементов (партий, государства, лидеров, права и т.д.); 2) характер связей политики с внешней средой (экономической, социальной, культурной сферами, другими государствами). Введение понятия “политическая система” имело и практическую направленность. Оно должно было помочь выявлению факторов, которые обеспечивают стабильность и развитие общества, раскрытию механизмов согласования интересов различных групп.

Понятие “политическая система” емкое по содержанию. Политическую систему можно определить как совокупность политических институтов, общественных структур, норм и ценностей, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние. Поэтому в политическую систему включаются не только политические институты, непосредственно и активно участвующие в политике (государство, партии, лидеры и т.д.), но и экономические, социальные, культурные институты, традиции, ценности, нормы, имеющие политическое значение и опосредованно влияющие на политический прогресс. Назначение всех указанных политических и общественных институтов (в их политическом значении) состоит в том, чтобы распределять ресурсы (экономические, материальные, технологические и т.д.) и побуждать население к принятию этого распределения в качестве обязательного для всех.

Обмен ресурсами и взаимодействие политической системы с внешней средой осуществляется по принципу “входа” и “выхода”.

Рисунок 7.1 – Механизм функционирования политической системы.

Один из авторов системного подхода в политологии американский исследователь Д. Истон различал два типа “входа“: требования и поддержка. Требование можно определить как обращение к органам власти, мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей и ресурсов в обществе. Например, требования трудящихся о повышении минимальной заработной платы или требования учителей об увеличении ассигнований на образование и т.д. Поскольку представления различных групп населения о справедливом распределении ресурсов не совпадают, постольку, накапливаясь, требования имеют тенденцию ослаблять политическую систему. Они являются следствием невнимания властных структур к меняющимся интересам и потребностям социальных групп.

Поддержка является формой выражения политической лояльности, т.е. преданного, благожелательного отношения к режиму, и означает усиление политической системы. Формами проявления поддержки могут считаться исправное выплачивание налогов, выполнение воинского долга, уважение властных институтов, проведение демонстраций в поддержку режима и т.д.

Главным элементом поддержки политической системы является легитимность власти. Признание легитимности власти, ее авторитета означает в глазах населения согласие с существующей системой властных отношений, организуемых политической системой.

В результате “входа” совершается процесс воздействия внешней среды на политическую систему. Следствием этого влияния служит реакция системы на требования или поддержку, т.е. “выход”. На “выходе” появляются авторитетные решения и политические действия власти по поводу распределения ценностей и ресурсов. Они могут выступать в форме новых законов, ассигнований на конкретные нужды, политических заявлений и т.д.