Молодая» историческая школа

Старая историческая школа.

В. Рошер: природные различия стран, особенности отдельных народов, проявляющиеся в их способностях, привычках, степени развития и сложившихся политических институтах, исключают возможность существования однотипных хозяйственных систем у разных наций. Общей для всего мира экономической теории быть не может. Нет единой политической экономии, есть множество национальных наук.

Б. Гильдебранд: противопоставлял абстрактному методу классиков эмпирические исследования, сбор статистической и исторической информации. Он предложил трехфазную схему экономического развития человечества:

· Первая фаза — естественное или натуральное хозяйство. Обмена продуктов здесь либо вообще нет, либо он осуществляется без денег.

· Вторая фаза — денежное хозяйство. Деньги становятся необходимым посредником обмена.

· Третья фаза — кредитное хозяйство.

К. Книсс: отрицание общих экономических законов. Он отвергал саму возможность существования экономической теории. Наука существует лишь там, где есть повторяемость изучаемых явлений. Пути экономического развития народов настолько специфичны, что о повторяемости и речи быть не может. Экономические явления в принципе недоступны познанию. Можно только описать их возникновение и развитие и дать им моральную оценку. В экономической эволюции разных народов нельзя найти общих законов — можно в лучшем случае говорить об аналогиях.

К середине 1950-х годов историческая школа прошла свой апогей и внимание к ней стремительно угасало.

В начале 1970-х годов произошел новый всплеск интереса к идеям, лежащим в основе исторической школы. Это было связано с выходом на сцену ряда ученых, которых принято объединять в новую («молодую») историческую школу.

Историческая школа призывала к детальному изучению истории народного хозяйства. Молодая ее поросль и приступила к реализации этого призыва. Особое внимание уделялось истории отдельных экономических учреждений (торговых гильдий, ремесленных цехов и т.п.), территорий, предприятий.

Критиковали своих предшественников за чрезмерное внимание к общей истории в ущерб истории конкретных объектов хозяйствования. Необходимо, Г. Шмоллер, прежде всего выяснить возникновение отдельных хозяйственных институтов, а не всего народного или даже мировою хозяйства.

Попытка объяснить хозяйственную жизнь в тесной взаимосвязи экономики, этики и психологии: производство, разделение труда, обмен товаров — это и экономические, и этико-психологические категории. Народное хозяйство — это форма общения, основанного на психических силах общества. Поэтому политическая экономия — не только экономическая наука, но и собирательное понятие, отображающее совокупность общественных наук, в т.ч. изучающих политику, право, этику, религию.

Государственно-правовое регулирование экономической жизни — необходимое условие самого существования народного хозяйства как единого целого

35) Исторические предпосылки и источники маржинализма. Маржиналистская революция в экономической теории.

2я половина 19вМАРЖИНАЛИЗМ (от франц. marginal - предельный) – экономическое течение, теория, объясняющая экономические процессы и явления, исходя из предельных, приростных величин или состояний.

Основная идея маржинализма – исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, народного хозяйства. В центре нового учения стоял субъект с его потребностями.

Черты маржинализма:

· Использование предельных (т.е. приростных) величин. Важно то, насколько изменится величина при изменении другой величины на 1. Удобно использование дифференциального исчисления.

· Субъективизм, т.е. все экономические явленияисследуются и оцениваются с т.зр.отдельногохозяйствующего субъекта.

· Гедонизм хозяйствующих субъектов Человек - рациональное существо, цель которого - максимизация собственного удовлетворения.

· Методологический индивидуализм.Закономерности функционирования хозяйства в целом выводятся из поведения отдельно взятого хозяйствующего субъекта.

· Статичность. Изучение использования редких ресурсов для удовлетворения потребностей людей вданный момент времени.

· Замена причинно-следственного анализа функциональным => стимулировало применение в экономической науке математических методов.

· Ликвидация приоритета сферы производства, анализ сферы потребления.

· Дедуктивные методы исследования в противоположность историзму и индукции.

· Восприятие рыночной экономики как равновесной системы (кроме австрийской школы). Равновесность неразрывно связана с рациональным оптимизирующим поведением.

· Исследование рационального распределения ресурсов и нахождение оптимального использования этих средств;

· Гедонизм, то есть жизнь ради счастья.

Сущность маржиналистской революции:

· Переворот в методах анализа. Центр тяжести в анализе был перемещен с издержек на конечные результаты. В качестве исходного момента для экономической теории была принята субъективная мотивировка экономического поведения индивидов. В экономическую науку был впервые введен принцип предельности. Возник предельный анализ.

· Изменилась постановка задач. Маржиналисты сделали упор на статических задачах, характерных для краткосрочных периодов, в которые величины не успевают измениться. При этом анализируются различные способы использования ресурсов для удовлетворения потребностей.

· Произошла революция в теории ценности. Отвергается классический подход, т.е. сведение ценности к затратам труда или к другим факторам. Ценность определяется степенью полезного эффекта, т.е. степенью удовлетворения потребностей.