Основные признаки систем

Понятие системы и ее свойства

Понятие «система» широко используется в науке, технике и повседневной жизни, когда говорят о некоторой упорядоченной совокупности любого содержания. Система является фундаментальным понятием как системотехники, так и базовых теоретических дисциплин (теории систем, исследования операций, системного анализа и кибернетики). Система - это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, сведений, а также знаний о природе, обществе и т. п. Каждый объект, чтобы его можно было считать системой, должен обладать четырьмя основными свойствами или признаками (целостностью и делимостью, наличием устойчивых связей, организацией и эмерджентностью).

Целостность и делимость. Система - это прежде всего целостная совокупность элементов. Это означает, что, с одной стороны, система — целостное образование и, с другой — в ее составе отчетливо могут быть выделены целостные объекты (элементы). При этом следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы * это в лучшем случае объекты, обладающие системнозначимыми свойствами. При вхождении в систему элемент приобретает системноопределенное свойство взамен системнозначимого. Для системы первичным является признак целостности, т. е. она рассматривается как единое целое, состоящее из взаимодействующих частей, часто разнокачественных, но одновременно совместимых.

Наличие устойчивых связей. Наличие существенных устойчивых связей (отношений) между элементами или (и) их свойствами, превосходящих по мощности (силе) связи этих элементов с элементами, не входящими в данную систему, является следующим атрибутом системы. Система существует как некоторое целостное образование, когда мощность (сила) существенных связей между элементами системы на интервале времени, неравном нулю, больше, чем мощность связей этих же элементов с внешней средой. Для информационных связей оценкой потенциальной мощности может служить пропускная способность данной информационной системы, а реальной мощности — действительная величина потока информации. Однако в общем случае при оценке мощности информационных связей необходимо учитывать качественные характеристики передаваемой информации (ценность, полезность, достоверность и т. п.).

Организация. Это свойство характеризуется наличием определенной организации, что проявляется в снижении энтропии (степени неопределенности) системы H(S) по сравнению с энтропией системоформирующих факторов H(F); определяющих возможность создания системы. -

Эмерджентность. Эмерджентность предполагает наличие таких качеств (свойств), которые присущи системе в целом, но не свойственны, ни одному из ее элементов в отдельности.

Любой объект, который обладает всеми рассматриваемыми свойствами можно называть системой. Одни и те же элементы (в зависимости от принципа, используемого для их объединения в систему) могут образовывать различные по свойствам системы. Поэтому характеристики системы в целом определяются не только и не столько характеристиками составляющих ее элементов, сколько характеристиками связей между ними. Наличие взаимосвязей (взаимодействия) между элементами определяет особое свойство сложных систем — организованную сложность.

Одним из главных средств преодоления организованной сложности системы — это декомпозиция, т. е. деление системы на части (так называемые «черные ящики») и организация этих частей в иерархическую систему. Расчленение системы на соподчиненные части производится так, чтобы каждая часть содержала объекты, наиболее тесно связанные друг с другом. Следовательно, расчленение системы производится по слабым связям.

Декомпозиция является условным приемом, позволяющим в конечном итоге оценить степень сложности объекта и привести его к некоторым конечным элементам, анализ которых может быть выполнен известными методами. Будем считать, что элемент — это часть системы, дальнейшее разделение которого приводит к нарушению функциональных связей элемента и получению свойств выделенной совокупности, не адекватных свойствам элемента как целого.

Выгода в использовании «черных ящиков» заключается в том, что пользователю необходимо знать лишь вход и выход «черного ящика» и его назначение, т. е. выполняемую функцию не вдаваясь в принципы работы и используемые алгоритмы

 

Федеральная целевая программа "Электронная Россия".

Для того чтобы не оказаться за пределами всемирного информатизационного процесса, России тоже необходимо активно развивать средства и технологии информатизации общества не только на уров­не предприятий и корпораций, но и на государственном уровне.

Необходимы целенаправленные усилия государства по поддерж­ке и развитию сектора информационных технологий. В январе 2002 г. утверждена федеральная целевая программа "Электронная Россия" (далее - ФЦП, ФЦП "Электронная Россия"), которая направлена на существенное ускорение процесса внедрения информационных тех­нологий в правительстве, бизнесе и обществе (рис. 1.8).

Объемы и масштабы этой работы настолько велики, что без серь­езной поддержки правительства и органов государственной власти на разных уровнях, силами одних только ИТ-компаний выполнить их будет просто невозможно. Предстоит решить много вопросов, выде­лим важнейшие из них.

1. Создание и развитие инфраструктуры информатизации. При трехкратном отставании России даже по числу обычных телефонных линий на душу населения ситуация с современными каналами связи, обладающими высокой скоростью передачи информации и позво­ляющими передавать большие объемы информации, вообще не идет ни в какое сравнение с тем, что есть в развитых странах. Но инфра­структура - это не только непосредственно линии передачи данных, это и оборудование для обработки данных, средства связи и передачи данных, компьютеры, с которых осуществляется как управление пе­редачей информации, так и доступ к информации. Наконец, это про­граммные средства, без которых любое оборудование, а тем более сложные разветвленные системы обработки, передачи и хранения данных работать не будут.

2. Проблема квалификации специалистов, призванных осущест­вить программу "Электронная Россия", тоже стоит достаточно остро. Безусловно, в стране есть высококвалифицированные специалисты, способные работать с самыми современными технологиями, однако их не так уж много, поскольку сам сектор информационных техноло­гий не настолько велик, как в развитых странах. С учетом реализации проекта в масштабах всей страны кадровая проблема может стать достаточно серьезной для выполнения целей программы "Электронная Россия" в определяемые программой сроки. К тому же нельзя не учитывать продолжающийся отток специалистов в области информа­ционных технологий (программистов, разработчиков, технических специалистов) за границу, где они получают более привлекательные условия работы и жизни.

3. Целевое назначение программы - это тоже весьма сложный во­прос. Любая даже самая совершенная инфраструктура, созданная с помощью современных информационных технологий, не может быть самоцелью. Она является лишь средством для решения задач, связан­ных с использованием информации. Следовательно, в любой инфор­мационной системе главным является вопрос об использовании пре­доставляемой этой системой информации. Информатизация ради ин­форматизации не принесет никакой пользы, если взаимодействие с информационной системой не улучшит качества работы ее пользова­телей, а предоставляемая системой информация не позволит пользо­вателям более эффективно выполнять свою основную работу. Значит, должно быть создано ценное для потребителей информационное на­полнение - информационные ресурсы, к которым пользователи захо­тят регулярно обращаться.

Существуют и другие важные вопросы, связанные с реализацией программы "Электронная Россия", к которым относятся и финанси­рование, и взаимодействие государства и бизнеса, и координация усилий органов власти разных регионов и уровней и т.д. Без ком­плексного решения этих вопросов трудно рассчитывать на достиже­ние целей программы в полной мере.

Информационное общество

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Ответственный исполнитель государственной программы – Минкомсвязь России, соисполнители программы - Минкомсвязь России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, ФСО России, ФСБ России, Минздравсоцразвития России, Минрегион России, Минкультуры России.

В Программе предложен принципиально новый подход к информатизации общества с учётом задач по модернизации экономики. Планируется уделять внимание конкретному результату, причем как для общества — как среды для инноваций, так и для каждого конкретного гражданина.

Цель госпрограммы — создать новые возможности для граждан, бизнеса и государства с использованием ИКТ, а также обеспечить технологический прорыв в использовании информации во всех сферах жизни.

До сегодняшнего дня активность государства в этой сфере была направлена на максимальное использование существующих технологий и возможностей: автоматизацию работы учреждений, налаживание системы межведомственного взаимодействия, интеграцию информационных систем. Сегодня, когда количество информации увеличивается лавинообразными темпами и ее грамотное использование дает огромные возможности, необходимы новые технологии и подходы, которые позволят совершить нашей стране существенный прорыв в области создания и использования высокотехнологичной продукции.

Основной принцип формирования программы заключается в том, что её результаты должны приносить пользу конкретным группам потребителей — как гражданам, так и бизнесу. Повышение качества жизни граждан должно выражаться в простых и доступных сервисах, которыми граждане пользуются практически ежедневно: запись на прием ко врачу через Интернет, оплата штрафов с мобильного телефона, недорогой широкополосный доступ во всех общественных местах на территории РФ. Для улучшения условий развития бизнеса основной задачей является обеспечение юридической значимости обмена электронными документами и доступность современной базовой инфраструктуры.

В Программу будут вовлечены все государственные органы — федерального, регионального и муниципального уровней.

Важным элементом госпрограммы является привлечение частных инвесторов, также предусмотрен комплекс мер по участию регионов. Ежегодно Правительством будет утверждаться перечень приоритетных мероприятий, направленных на достижение целей госпрограммы.