Жанровая и историческая живопись, пейзаж конца века.

В 90-х гг. продолжает развиваться жанровая живопись.

Сергей Васильевич Иванов (1846-1910) применяет в картинах импрессионистический прием «частичной» композиции («В дороге. Смерть переселенца», «Расстрел»). Для художника характерны резкие светотеневые контрасты, выразительный контур, плоскостность изображения.

Андрей Петрович Рябушкин (1861-1904) работает в историческо-бытовом жанре. Рябушкина привлекает XVII век («Русские женщины XVII столетия в церкви», «Едут») с его праздничной нарядностью, полихромией, узорочьем. Стилизация отражена в плоском изображении, линейных ритмах, колорите, построенном на ярких, мажорных оттенках.

Архитектуру Москвы XVII века изображает на своих картинах Аполлинарий Михаилович Васнецов (1856-1933) («Москва конца XVII столетия. На рассвете у Воскресенских ворот», «Улица в Китай-городе. Начало XVII века»). А. М. Васнецов преподавал в пейзажном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1901-1918). Как теоретик, он изложил свои взгляды в книге «Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи» (М., 1908), в которой выступил за реалистические традиции в русской живописи. Васнецов являлся также учредителем «Союза русских художников».

Живопись Архипова Абрама Ефимовича (1862-1930) обладает экспрессивной выразительностью. В картине «Прачки» «скользкий» мазок делает осязаемо-ощутимой застойную сырость влажного воздуха.

К теме Древней Руси обращается Михаил Васильевич Нестеров (1862-19342). Образ Руси – идеальный, почти зачарованный мир, находящийся в гармонии с природой, но навек исчезнувший подобно легендарному граду Китежу. Его герои наделены высокой духовностью, им чужда мирская суета(«Видение отроку Варфоломею»,1889-1890; «Христова невеста», 1887; «Пустынник», 1888). Несколько картин посвящено образу Сергия Радонежского («Юность преподобного Сергия», 1892-1897; триптих «Труды преподобного Сергия», 1896-1897; «Сергий Радонежский», 1891-1899). М. В. Нестеров много занимался религиозной монументальной живописью: вместе с В. М. Васнецовым расписывал Киевский Владимирский собор, самостоятельно – обитель в Абастуме (Грузия) и Марфо-Мариинскую обитель в Москве. В стремлении художника к плоскостной трактовке композиции, нарядности, монументальности, утонченной изысканности пластических ритмов проявилось несомненное влияние модерна. У Нестерова пейзаж играет одну из главных ролей. «Я люблю русский пейзаж, - писал художник, - на его фоне как-то лучше, яснее чувствуешь и смысл русской жизни, и русскую душу».

Собственно пейзажный жанр развивается в конце ЧШЧ столетия также по-новому. Левитан завершил искания передвижников в пейзаже. Новое слово предстояло сказать К. Коровину, В. Серову, М. Врубелю.

Константин Алексеевич Коровин(1861-1939) занимался и портретом и натюрмортом, но любимым его жанром был пейзаж. Учителями Коровина по Московскому училищу были Саврасов и Поленов. Он учился вместе с Левитаном и являлся ярким представителем русского импрессионизма. В картине «Зимой» ставит задачу написать серое и черное на белом. Во время поездки во Францию пишет серию картин под общим названием «Парижские огни», очень близкую по манере французским импрессионистам. Его картины отличает фрагментарность композиции, необычная точка зрения, динамика мазка. С 1880-х до 1910-х в его творчестве преобладал пейзаж, с 1910-х мастер обращается к натюрморту («Рыба, вино и фрукты», 1916). При сохранении праздничности колорита, композиция становится более конструктивной. Живопись для Коровина – «пиршество для глаз». Коровин вошел в историю живописи как мастер этюда с его прелестью незаконченности. Будучи великолепным театральным декоратором, он неоднократно обращается к монументальным формам декоративного панно. Коровин дружил с Шаляпиным.

Валентин Александрович Серов (1865-1911) являлся учеником Репина и Чистякова, изучал лучшие музейные собрания Европы. Его «Девочка с персиками» (портрет Веруши Мамонтовой, 1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (портрет Маши Симонович, 1888) – целый этап в русской живописи. Портреты написаны в мягкой импрессионистической технике, лепка формы динамична. Свободный мазок создает впечатление сложной свето-воздушной среды, но художник не растворяет предметы в ней, он не теряет цельной обобщенной характеристики модели. Серов часто пишет портреты интеллигенции (Левитана, Горького, актрисы Ермоловой). В портрете княгини О. К. Орловой (1911г.) некоторые детали утрированы (огромная шляпа, длинная спина, острый угол колена), подчеркнута роскошь интерьера. Это позволяет создать автору почти гротесковый образ аристократки. Серов работал маслом, гуашью, темперой, углем. Интерес к XVIII в. возник у Серова под влиянием «Мира искусства» и в связи с работой над изданием «Истории великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси». «Похищение Европы» – картина близкая к стилю модерн, который проявляется у автора в работах на исторические и мифологические сюжеты.

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) до Академии художеств окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1884 г. он едет в Киев руководить реставрацией фресок в Кирилловской церкви и сам создает несколько монументальных композиций. Врубель делает акварельные эскизы росписей Владимирского собора. В 1890-е гг., когда художник обосновывается в Москве, складывается полный таинственности и силы стиль письма Врубеля. Он лепит форму как мозаику, из острых и граненых кусков разного цвета («Девочка на фоне персидского ковра», 1886; «Гадалка», 1895). Цветовые сочетания имеют символическое значение. Врубель тяготеет к литературным сюжетам, но трактует их отвлеченно, стремясь создать образы вечные огромной духовной мощи. Взявшись за иллюстрацию «Демона», он отходит от прямого иллюстрирования и создает образы «Демона сидящего», затем «Демона летящего» и «Демона поверженного». Врубель сам сформулировал свою задачу так: «Будить душу величавыми образами от мелочной обыденности». Абрамцево связало Врубеля с Римским-Корсаковым, под влиянием которого автор пишет «Царевну-Лебедь», , исполняет скульптуры «Волховы», «Мизгиря». В Абрамцево он много работает над станковой и монументальной живописью. Врубель пробует себя в керамике. Его интересует языческая Русь и Греция, Ближний Восток и Индия. В организации и декоративно-плоскостной трактовке холста, в соединении реального с фантастическим, в приверженности к орнаментальным, ритмически сложным решениям ,все сильнее заявляют о себе черты модерна. Как и Коровин, Врубель много работает в театре. Лучшие его декорации исполнены к операм Римского- Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане». Творчество Врубеля соотносится с символическим направлением в живописи.