Этапы процесса бизнес-планирования.
Выделяются следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:
1) подготовительная стадия. Ключевым моментом здесь является формирование перспективной бизнес-идеи. Бизнес-идея – это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения, цели предприятия на планируемый период и др.;
2) стадия разработки бизнес-плана. Убедившись в перспективности бизнес-идеи, приступают непосредственно к разработке бизнес-проекта и принимают решение о подготовке бизнес-плана;
3) стадия продвижения бизнес-плана. Продвижение идеи предполагает организацию и проведение презентации бизнес-плана, переговоры с потенциальными инвесторами и партнерами по реализации бизнес-проекта;
4) стадия реализации бизнес-плана. Реализовать бизнес-план – значит выполнить все рабочие задачи в фирме и вне ее, необходимые для перевода делового проекта из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию.
Для практической реализации бизнес-планирования, как процесса, необходимо соблюдение следующих принципов:
· гибкости, предполагающей адаптацию к изменениям среды;
· непрерывности, означающей скользящий характер планирования;
· коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);
· интерактивности, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки составленных разделов плана;
· многовариантности, предполагающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
· участия, означающего вовлечение в процесс планирования возможных участников будущей организации;
· адекватности, т.е. отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.
Миссия и цели бизнеса |
Конкурентные преимущества |
Уточнение целей и задач |
План и бюджет |
БИЗНЕС-АНАЛИЗ | |
Анализ внешней среды 1. Перспективы развития отрасли и продукции. 2. Состояние конкуренции. 3. Потребители продукции. 4. Сбытовая деятельность. 5. Тенденции развития макросреды (среды косвенного воздействия) предприятия | Оценка внутренней среды (управленческий анализ) 1. Маркетинг. 2. Финансы. 3. Производство. 4. Человеческие ресурсы. 5. Административная деятельность. |
Рис. 1. Технология разработки бизнес-плана
Бизнес-план призван ответить на три ключевых вопроса:
1) Каково положение предприятия в настоящий момент (проведение бизнес-анализа или ситуационного анализа)?
2) Каковы перспективы развития предприятия (определение миссии, задач, целей, конкурентных преимуществ)?
3) Как предприятие, используя свои конкурентные преимущества (составление плана), будет выполнять свою миссию, решать задачи и достигать поставленные цели?