Этапы процесса бизнес-планирования.

Выделяются следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:

1) подготовительная стадия. Ключевым моментом здесь является формирование перспективной бизнес-идеи. Бизнес-идея – это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения, цели предприятия на планируемый период и др.;

2) стадия разработки бизнес-плана. Убедившись в перспективности бизнес-идеи, приступают непосредственно к разработке бизнес-проекта и принимают решение о подготовке бизнес-плана;

3) стадия продвижения бизнес-плана. Продвижение идеи предполагает организацию и проведение презентации бизнес-плана, переговоры с потенциальными инвесторами и партнерами по реализации бизнес-проекта;

4) стадия реализации бизнес-плана. Реализовать бизнес-план – значит выполнить все рабочие задачи в фирме и вне ее, необходимые для перевода делового проекта из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию.

Для практической реализации бизнес-планирования, как процесса, необходимо соблюдение следующих принципов:

· гибкости, предполагающей адаптацию к изменениям среды;

· непрерывности, означающей скользящий характер планирования;

· коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);

· интерактивности, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки составленных разделов плана;

· многовариантности, предполагающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;

· участия, означающего вовлечение в процесс планирования возможных участников будущей организации;

· адекватности, т.е. отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.

 

Миссия и цели бизнеса
Конкурентные преимущества
Уточнение целей и задач
План и бюджет

 


БИЗНЕС-АНАЛИЗ
Анализ внешней среды 1. Перспективы развития отрасли и продукции. 2. Состояние конкуренции. 3. Потребители продукции. 4. Сбытовая деятельность. 5. Тенденции развития макросреды (среды косвенного воздействия) предприятия Оценка внутренней среды (управленческий анализ) 1. Маркетинг. 2. Финансы. 3. Производство. 4. Человеческие ресурсы. 5. Административная деятельность.

 

Рис. 1. Технология разработки бизнес-плана

 

Бизнес-план призван ответить на три ключевых вопроса:

1) Каково положение предприятия в настоящий момент (проведение бизнес-анализа или ситуационного анализа)?

2) Каковы перспективы развития предприятия (определение миссии, задач, целей, конкурентных преимуществ)?

3) Как предприятие, используя свои конкурентные преимущества (составление плана), будет выполнять свою миссию, решать задачи и достигать поставленные цели?