Традиции в истории правовой мысли
В юридической науке можно выделить две основные традиции в правопонимании.
Одна из них – этатистская (от французского слова «этат» – что в переводе означает
«государство»), другая – либеральная (от лат. liberal – «свободный»).
В социуме, где переплетаются различные интересы индивидуумов, социальных
групп, организаций, право играет важнейшую роль в урегулировании, в упорядочении
этих отношений. Но не всегда эти отношения получают гармоничное решение проблемы,
оценку со стороны государства, отдельных лиц, организаций. И право является тем
социальным институтом, который призван существенным образом влиять на
урегулированность этих отношений.
Что противоположно праву? Произвол, бесправие (анархия), с которыми оно
несовместимо. Общество всегда стремилось, чтобы был правопорядок, обеспечивалась
законность, где государству, его органам отводилась бы главенствующая роль в решении
этих вопросов. Для этого государство наделяется определенными властными
полномочиями в обеспечении правопорядка и законности. Однако всегда есть реальная
опасность, что государство может злоупотреблять предоставленными ему полномочиями.
Поэтому, во-первых, люди боятся произвола со стороны государства, боятся того, что
правящие будут злоупотреблять своей свободой. Во-вторых, боятся анархии со стороны
членов общества, самого общества. Следовательно, нужно найти такую меру свободы,
чтобы упорядочить эту свободу. Право и есть эта мера свободы. Как определить эту меру?
Кто-то ее устанавливает или сама эта мера рождается, вырабатывается в общественной
жизни? В зависимости от меры свободы, которая должна быть выражена в праве, и
сложились эти традиции.
Согласно этатистской традиции, эту меру свободы государство определяет путем
издания юридических норм, законов. Следовательно, право – дитя закона юридического.
Государство дарует нам свободу. Свобода – дар государства. Эта традиция носит
патерналистскую окраску (от слова патер – «отец»). Патернализм – характерная черта
этатистского понимания права. Государство предоставляет права и свободы личности. В
этой традиции не различают право и закон. По общему правилу не ставится вопрос о
справедливости, о правовом характере закона. Не ставится вопрос о моральности,
моральных основах закона, правосудия, права, политических вопросов. Политика – тоже
не дело юриста. Юрист должен знать законодательство, систематизировать,
анализировать, комментировать его. Теория права сводится к теории действующего права
(действующих законов).
В этой традиции, как правило, не ставится вопрос о соотношении права и морали,
права и политики, права и законов. Юрист должен заниматься законоведческой
деятельностью. Это хорошо для стран с установившейся, сформировавшейся системой
права. Не ставится вопрос о равенстве перед законом и судом, а только о равенстве перед
властью. Отсюда законность сводится к соблюдению действующих законов (и только к
этому). В этой традиции не ставится вопрос о соотношении общества и государства.
Государство поглощает общество. Государство определяется как всеохватывающая форма
бытия общества. Связывает ли государство себя действующим законодательством
(юридическими законами, которые само и издает)? Во-первых, в определенных случаях
оно не связывает себя правом (запрещено все, кроме того, что приказано), никакими
нормами; во-вторых, в рамках данной традиции государство может связывать себя
законами, которые оно само же и издает. Следовательно, оно может ограничивать себя
юридическими законами.
В рамках этой традиции в Германии во 2-й половине XIX в. Роберт фон Моль
употребил термин «правовое государство», имея в виду такое государство, которое
ограничивает себя им же создаваемыми юридическими законами. Сама идея правового
государства, т. е. государства, ограниченного рамками закона, восходит к временам
античности. Оно может быть и авторитарным и демократическим.
Многие традиции относятся к этатистским. Это, во-первых, юридический
позитивизм, утвердившийся в Европе во второй половине XIX века. Позитивисты
считают, что право – это официально признанное право, т. е. законы, судебные акты,
приказы органов государственной власти, независимо от их содержания. Во-вторых, к
этатистской традиции относится и нормативистская теория права, основателем которой
считается известный австрийский юрист Ганс Кельзен. Нормативисты рассматривают
право исключительно как совокупность норм, являющихся продуктом государственной
воли. В-третьих, это советская теория права, которая сложилась с середины 30-х гг. XX
в. А. Я. Вышинский и его последователи считали, что право – это возведенная в закон
воля государственной власти, инструмент политики, отстаивали приоритет государства
над правом, утверждали, что правами и свободами гражданина наделяет государство, и
что с построением коммунизма право и государство отмирают.
Согласно либеральной традиции мера свободы рождается в самой общественной
жизни в процессе согласования людьми своих порой противоположных интересов, в ходе
заключения договоров, развития договорных отношений (договор – юридическое ___________средство
общения). Задача законодателя, государства и состоит в том, чтобы официально признать
эту меру свободы, сформировавшуюся в самой общественной жизни.
В этой традиции различают право и юридический закон, который и должен
соответствовать мере свободы, выраженной в праве. Однако не всегда в реальной жизни
этот принцип права находит свое подтверждение в законодательстве. Свобода не есть дар
государства, свобода есть прирожденное свойство человека – это самое важное качество,
которым обладает человек, живущий в обществе. По природе своей человек свободен.
Однако эта его свобода не безгранична, не абсолютна, а имеет определенные рамки
(границы). Свобода личности выражается в равенстве перед правовым законом, а не перед
властью. Закон должен обладать правовым содержанием, гарантировать свободу
личности. Поэтому нужно разграничивать право и закон, правовые и неправовые законы.
В либеральной традиции правопонимания главный вопрос заключается в том,
чтобы подчинить праву правящих и подвластных, прежде всего правящих. Государство
ограничивает себя правом по принципу: запрещено все то, что не разрешено законом. В
рамках данной традиции признаются естественные и неотчуждаемые права и свободы
личности, а государство рассматривается как политическая организация для охраны
индивидуальных прав и свобод (свободы слова, печати, митингов, шествий). Государство
должно служить обществу, а не наоборот. Общество, где признаются разные интересы
различных социальных групп, организаций, институтов, где признается свободная
личность, называется гражданским обществом. Само понятие «гражданское общество»
формируется в рамках этой традиции, сначала в Шотландии, а потом и в Англии и
восходит ко временам английского философа и мыслителя Дж. Локка. Именно он является
основоположником классического либерализма, автором концепции естественных прав и
свобод личности.
Гражданское общество и правовое государство выступают как гарант свободы
личности, ее творческого, гармоничного становления и развития. В этом наше будущее, и
чем раньше мы станем на путь прогрессивного, цивилизованного развития, по которому
идут развитые страны, тем быстрее мы вернемся в лоно мировой цивилизации.