Живопись Испании

Скульптура Испании

Связана со средневек традициями, когда скульптура господ над живописью. В основном – создание огромн, оч сложных алтарных образов – ретабло, кот были для неграмотной толпы и информацией, книгой, и божественным миров, обретшим конкретные пластич формы Оч популярно было воспроизводить евангел сцены во время праздничных шествий, а статуи, участвующие в них наравне с живыми людьми, получили название «пасос» (шаг, движение), они изготовлялись из дерева, раскрашивались, их наряжали в шелка, драгоценности и кружева, руки и ноги их двигались на шарнирах, раны кровоточили, из глаз лились слезы. Эта нов нац испан скульптура оставалась скульпт религиозной.

 

Церковь требовала религиоз изображений, создаваемых по сторогим канонам, за соблюд кот следила цензура. Иск-во фрески в И не было развито, глав украшение монастырей – большие станковые картины. Содержание картин: уже не библейстие темы, а циклы из истории монашеских орденов или жития святых – в этом жанре писали все, кроме Веласкеса и Риберы. Единств светский жанр в живописи, кот поощрялся церковью – парад портрет (внимание к соц статусу, приподнятость, статичность, замкнутость натуры, без психологизма).Богедона (харчевня, съестная лавка) – тип натюрморта – цветы, фрукты, фигуры кухарок, торговцев, сцены трапез.

Для многих испан худож характерен прием тенебризма – живописи в мрачных, темных тонах ( Франсиско Рибальт, подражатель Караваджо, основатель национал мистического натурализма).

Хусепе Рибера и Франсиско Сурбаран – наоборот, тесно связаны с нац традицией: строгая простота и конкретность, простонародные типажи – в монумент религиоз композициях.

Ф.Рибера – « Св.Тереза»(1641). Юная христианка Инесса была выставлена хулителями веры на поругание обнаженной. Она обратилась к Богу за помощью: отрасли волосы, ангел бросил покрывало.

Сурбаран – в жанре «монастырской жизни» - размеренный и однообраз быт испан монастырей, все – с натуры.

Диего Веласкес (1599-1660). Веласкес для Испании стал тем же, что для Фландрии – Рубенс, Италии – Бернини, Голландии – Рембрандт. Если Рубенс и Бернини гармонич сосуществовали с окруж миром, то Веласкес и Рембрандт по отнош к своим нац худож школам были творч обособленными. Испан нац школа оч привержена канонам, В их нарушал. Творит в разн жанрах. Он – придвор живописец, много должностей, был гофмаршалом, но тяготится обязанностями и ощущением зависимости от благодетелей, но был более свободен в своем творч-ве, чем др испан живописцы. Воспринимал двор как поле для наблюдений. Поэтому в основном – портреты., они – творч лаборатория для сложных сюжет картин. В 1628 г в Мадрид приехал Рубенс, они сблизились с В. И В обратился к мифологич живописи (что редкость в испан живописи) : «Вакх» - которого окружают не нимфы и сатиры, а «пикаро» - бродяги, нищие, солдаты.

Посещает Италию, теперь его портреты становятся поразит объективными, а не отчужденно-парадными.

«Сдача Берды» - историч композиция, тесно связана с портрет жанром.Испан войска взали голланд город-крепость Бреду. Момент передачи ключа от гарнизона коандущ голланд гарнизоном – испанскому полководцу. Веласкес горд победой родины, но уважает мужество проигравших.

«Венера перед зеркалом» - впервые в Испании нарушил запрет инквизиции на изображение обнажен тела. В отличии от богинь Тициана и Джорджоне, его Венера – обыкнов земная женщина. Композиция: написана со спины, а лицо ее лишь чуть видно в зеркале, кот держит Амур.

Едет в Италию покупать картины для коллекции короля, пишет портрет Папы Иннокентия 10: «Сликом правдиво!» - воскликнул папа – порочность, хитрость, властолюбие.

«Менины» (1656) –(девушка из аристократ семьи, занимающая должность фрейлины при инфанте). Изображен сам В, пишущий двойной портрет Филиппа 4 и Марианны Австрийской, их отражение – в зеркале. За спиной В – маленькая инфанта Маргарита и сонм придворных, гофмаршал, фрейлины, карлики. Композиция напоминает сцену из спектакля. Все переплетено: бытовой, историч жанр, портрет. Зритель ощущ себя затянутым в пространство картины, свидетелем происходящего. Из-за: 1)из 9 персонажей 6 смотрят на зрителя или на подразумевающуюся на его месте королев чету 2) четкая структурная организация пространства, кот кажется наполненным реальной воздушно-световой средой – это дает эффект присутствия.

«Пряхи» - мастерская по изготовлению гобеленов, на 1 плане. В полутьме – пряхи. На заднем, освещенном плане – придвор дамы, рассматривающие готовый гобелн, висящий на стене.

Первый план – рел жизнь, руками простых женщин творящая подлинное иск-во. Второй – сцена т-ра, где фигуры как актеры. Как декорация, а солнеч свет-как свет рампы. Сюжет гобелена: антич миф об Арахне, ткачихе, кот рискнула тягаться с Афиной в мастерстве и была превращена ею в паука.