Противоречия в осуществлении права на самоопределение наций и прав, свобод, личности.

Сущность права наций на самоопределение.

Тема 8 Суверенитет и право наций на самоопределение.

Главным итогом, взаимосвязи развития этноса и государственности явилось образование национальных государств. Это происходит в разные исторические сроки у разных народов. Фермой реализации этой функции является право наций на самоопределение. Принцип самоопределения наций соотносится с развитием демократии, народного суверенитета. Он появился во времена Великой французской революции XVIII в.

Это право народа (этноса, нации) актуально и в силу постоянного развития наций не утрачивает своего значениями. Наполняясь новыми содержательными элементами, оно таит в себе много противоречий, что также требует его рассмотрения. В современную эпоху, казалось бы, далеко ушедшую от XVIII в., возникло в осуществлении этого права много проблем.

Понятие «право наций на самоопределение» сложно и трактуется неоднозначно. В момент возникновения оно идентифицировалось с суверенитетом народа, государства, в дальнейшем - как право выбора народом своего государственного или иного статуса. Оно характеризуется в отечественной литературе как «исторически обусловленное право наций, народов, этносов на самостоятельное определение путей, форм и содержания своего политического, социального, экономического и культурного развития. Реализуется путем использования различных видов суверенности (самостоятельное государство, субъект федеративной государственности, административно-правовая автономия в рамках крупной державы, культурно-национальная автономия) и выступает в качестве показателя соответствия потенциала нации потребностям и объективным возможностям её самостоятельности». (Нации и этносы в соврем, мире. Словарь-справочник. СПб. 1999, с. 56)

В широком смысле, обладание этим правом не определяется численностью, расселением народа, но соотносится с уровнем развитая. Отсюда - выбор формы реализации право на самоопределение.

Реально результатом осуществления права на самоопределение явилось формирование системы национальных и многонациональных государств.

В Европе, Сев. Америке оно происходило в результате революций или вооруженной освободительной войны, как было в Англии, Франции в XVII-XVIII в.. В Декларации независимости. Конституции. Билле о правах (США) (цитируется по изд. 1976 г. в ст.1, Разд.1: «Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей» так выглядит суверенитет народа.

Государства, возникшие в Европе в 1815-1922 гг.

Греция
Бельгия
Италия
Германский рейх
Румыния, Сербия, Черногория
Норвегия
Бельгия
Албания
Финляндия
Польша, Чехословакия, Эстония, Латвия, Литва, Королевство сербов, хорватов, словенцев (с 1929 г. Югославия)
Ирландия

 

Большинство их возникло путем сецессии (выделения, либо расторжения союза (Норвегии со Швецией, Исландии с Данией)). Одновременно происходило не только отделение, но и объединение территорий, входивших в состав разных государств (Польша - путем воссоединения польских земель, входивших в состав России, Австро-Венгрии, Германии). То же - у югославянских народов.

Воссоединение российских народов, входивших в Российскую империю, произошло в 1922 г. (СССР).

Характерно для национальных государство разнообразие режимов, форм, разнообразны и этапы. Например, путь Сербии от статуса вассального княжества Порты (1815г.) автономии (1830г.) под властью османской империи, до признания независимым государством (на Берлинском конгрессе 1875г.). В 1913 г. к ней отошла Сев. Македония от Габсбургской монархии. После 1-й мировой войны Сербия образовала ядро Королевства сербов, хорватов, словенцев, переименована в Югославию. Распалось постепенно с 1990г.

В результате распада СССР в 1991 г. образовалось несколько самостоятельных государств - бывших союзных республик СССР. Легитимность этого процесса под вопросом (условия закона 1991г. не были выполнены). Процесс не закончен. В частности св.25 млн. русских остались за пределами РФ.

Реализация прав наций на самоопределение приводит к изменению системы международных государств. Сложность интерпретации права на самоопределение:

1. Каковы объект и субъект использования этого права (многонациональный народ, нация или ее часть).

2. Как увязать права и свободы (гражданские) с правом народа на самоопределение в рамках полиэтнических государств (не все граждане желают отделяться).

3. Как соотносить "нацию-государство" с "многонациональным народом". Доктрина национального самоопределения имеет сложную историю:

A) в Европе в XVIII в. принцип "одна нация - одно государство"! Отголоски проявляются и сейчас (Д.Сахаров и др.: "пусть на территории СССР будет 50 государств", а почему 50, а не 150?). Этот принцип не содействовал решению проблем в многонациональных государствах.

Б) во 2-й половине Х1Хв. через либеральный подход: права личности - главные.

B) в к. XIX в. социал-демократический. Полемика, подход неоднозначный в работах:

В.И. Ленина, К. Каутского, О.Бауэра, Лафарга. 3 аспекта: 1) признание права на самоопределение и возможность его осуществления в зависимости от размера государства, его территории, экономики, численности этноса; 2) необходимость использования права на разъединения в интересах объединения (против дробления государств); 3) использовать для восстановления крупных государств (греческого, болгарского). Всё это не распространялось на колонии западными соц.- демократами (снова попадут в зависимость).

Перед 1 мировой войной на нескольких конгрессах II Интернационала рассматривалось право наций на самоопределение (Базельский, Гаагский, Копенгагенский конгрессы)

Практика осуществления - права наций на самоопределение по инициативе президента США В. Вильсона "одна нация - одно государство" по отношению к странам Центральной и Восточной Европы, сняв одни противоречия, породила другие: практически отсутствие гомогенных государств обострило проблему национальных меньшинств.

В XX в., после II мировой войны это право получило международное признание и закреплено в Уставе ООН (1945 г.) как принцип равных прав и самоопределения народов (ст. 1,часть 2-я). Это право скорее распространяется на весь народ государства (многонациональный), нежели на одну нацию.

Право народов на самоопределение зафиксировано и в других документах ООН порой противоречивых, порой - нечетких.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят Ген. Ас. ООН 16 дек. 1966 г. (ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сент. 1973 г.):

1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

2. Смысл: для достижения своих целой - распоряжаться всеми естественными ресурсами и богатствами. Ни один народ не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.

3. Все участвующие в Пакте должны в соответствии с Уставом ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право.

В Декларации «О принципах международного права» (1970г.) подчеркивается: при решении вопроса о политическом статусе речь может идти о суверенном государстве, соединение с другим государством (независимым) или предоставление им другого статуса.

В то же время подчеркиваются, что эти положения не могут рассматриваться как поощрение деятельности, направленной против территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств. Не существует правовой основы для отделения территорий, даже насильственно присоединенной до 1945 г. Это касается государств, которые уважают принцип равноправия и право на самоопределение, а их правительства представляют весь народ. Хельсинское Совещание 1975 г. - нерушимость после военных границ.

Противоречивость в том, что в ходе деколонизации в 60-е гг. право на самоопределение было возведено в ранг основополагающего принципа, предназначено для территорий с полиэтническим составом, со случайно сложившимися колониальными границами. В Вост. Европе осложнение со зрелыми, культурно сложившимися народами. Разрешение (практически) на вооруженный метод борьбы за нац. независимость (бывшим колониальным странам запрещен, для других народов).

О противоречивости права наций на самоопределение (определение народа, пределы этого права) рассуждают голландские ученые А.Я.Ионгман, А.П.Шмид. Народ включает в себя всех жителей, а не отдельные этносы и тем более - не элиты. Исключение составляет ситуация, когда правительство в обозримом будущем не станет представлять и защищать какие-то отдельные группы. Тогда эта группа может рассчитывать на поддержку своего стремления независимости.

Существует множество вариантов осуществления права на самоопределения. Отсюда принцип самоопределения лучше всего рассматривать как право народа выбирать политическую лояльность, чтобы влиять на политическую систему , в рамках которой он живет, и сохранять свою культурную, этническую, историческую или территориальную идентичность. Часто это достижимо без полной независимости. Предлагается шесть требований для оценки международным сообществом легитимности права на самоопределение:

-антиколониальное самоопределение (население колониальных территорий под полным колониальным управлением или чуждым господством, настаивающее на полной свободе или предоставлении большей независимости)

-самоопределение части государства (группа стремится отделиться от государства, в котором живет, и образовать новое государство, либо добиться большей политической или культурной автономии в рамках существующего государства);

-межгосударственное самоопределение (требования групп народов, компактно расселенного в нескольких государствах);

- самоопределение дисперсных народов (требования народов, расселенных в одной или нескольких государствах);

-самоопределение коренных народов (требования групп, живущих на компактных территориях, ведущих традиционный образ жизни);

- представительное самоопределение (требование населения государства изменить его политическую структуру более представительной системой).

Можно относить конкретные движения одновременно к нескольким категориям. Могут быть и какие-то специфические требования.

В отношении бывших многонациональных социалистических государств западные ученые одобряют распад 3-х крупных федераций. Далее пойдет создание других национальных государств, т.к. этнически гомогенными стали лишь Албания, Армения, Польша, Словения, Чехия, Венгрия. Остальные будут «делиться». В большинстве других стран национальные меньшинства составляют немногим более 10% населения. Далее - интеграция в европейское пространство.

Российские ученые (в частности, авторы учебника по социологии Ю.В.Арутюнян и др.) анализируют противоречия, возникающие в ходе реализации этого права.

Прежде всего - кто выступает субъектом требования этого права - гражданская нация (весь народ, в т.ч. многонациональный) или титульная нация. В СССР в Декларациях о независимости (кроме РСФСР) речь шла в подавляющем большинстве о титульных нациях.

Другое противоречие - между рассматриваемым правом и принципом целостности государства, неприкосновенности его границ (Хельсинское соглашение 1975г).

Третье противоречие - между правом нации на самоопределении и правами личности, которое не всегда совпадают. В частности, это проявляется тогда, когда существует "двойной стандарт" : бывшие союзные республики получили право на самоопределение вплоть до отделения (на выход из СССР), но отказали в таком же праве другим народам (в Грузии - осетинам, абхазам, в Молдавии - многонациональному народу Приднестровья и т.д.).

При противоположных подходах: либо абсолютизация права на самоопределение народов вплоть до отделения, либо отмена этого права, реальное решение, принятое консенсусным путем, должно включать в себя не ущемление прав личности на жизнь, развитие, а также вариативность форм осуществления права на самоопределение, исключающего сведение этой формы к государственному отделению.

Есть и четкое решение этой проблемы. Так, в конституциях ряда стран четко указано, как понимать право на самоопределение. Авраам Линкольн при вступлении в должность отметил: "Ни один штат по собственной воле не может на законных основаниях выйти из Союза". В 1862 г. - отказ от права на самоопределение штатов (президент Бьюкинен).

Таким образом, право нации на самоопределение является важным политико-юридическим свойством современных государств. В тоже время оно не исключает противоречие при его осуществлении.

 

 

Тема 9 Национализм и его типы.