Системы счисления и действия в них

Основные свойства и меры информации.

Информация – это некоторая упорядоченная последовательность сообщений, отражающих, передающих и увеличивающих наши знания.

Информация актуализируется с помощью сообщений различной формы – определенного вида сигналов, символов.

Информация по отношению к источнику или приемнику бывает трех типов: входная, выходная и внутренняя.

Информация по отношению к конечному результату бывает исходная, промежуточная и результирующая.

Информация по ее изменчивости бывает постоянная, переменная и смешанная.

Информация по стадии ее использования бывает первичная и вторичная.

Информация по ее полноте бывает избыточная, достаточная и недостаточная.

Информация по доступу к ней бывает открытая и закрытая.

Есть и другие типы классификации информации.

Например, в философском аспекте информация делится на мировоззренческую, эстетическую, религиозную, научную, бытовую, техническую, экономическую, технологическую.

Свойства информации:

· полнота;

· актуальность;

· адекватность;

· понятность;

· достоверность;

· массовость;

· устойчивость;

· ценность и др.

Любые сообщения в информатике измеряются в байтах, килобайтах, мегабайтах, гигабайтах, терабайтах, петабайтах и эксабайтах, а кодируются, например, в компьютере, с помощью алфавита из нулей и единиц, записываются и реализуются в ЭВМ в битах.

Приведем основные соотношения между единицами измерения сообщений:

1 бит (binary digit – двоичное число) = 0 или 1,

1 байт = 8 битов,

1 килобайт (1К) = 213 бит,

1 мегабайт (1М) = 223 бит,

1 гигабайт (1Г) = 233 бит,

1 терабайт (1Т) = 243 бит,

1 петабайт (1П) = 253 бит,

1 эксабайт (1Э) = 263 бит.

Для измерения информации используются различные подходы и методы, например, с использованием меры информации по Р. Хартли и К. Шеннону.

Количество информации – число, адекватно характеризующее разнообразие (структурированность, определенность, выбор состояний и т.д.) в оцениваемой системе. Количество информации часто оценивается в битах, причем такая оценка может выражаться и в долях битов (так как речь идет не об измерении или кодировании сообщений).

Мера информации – критерий оценки количества информации. Обычно она задана некоторой неотрицательной функцией, определенной на множестве событий и являющейся аддитивной, то есть мера конечного объединения событий (множеств) равна сумме мер каждого события.

Причины, по которым именно десятичная система оказалась общепринятой, совсем не математического характера. Десять пальцев рук - вот тот первоначальный аппарат для счета, которым человек пользовался, начиная с доисторических времен. По пальцам удобно считать от одного до десяти. Сосчитав до десяти, т.е. использовав до конца возможности нашего природного «счетного аппарата», естественно принять само число 10 за новую, более крупную единицу (единицу следующего разряда). Десять десятков составляют единицу третьего разряда и т. д. Таким образом, именно счет по пальцам рук положил начало той системе, которая кажется нам сейчас чем-то само собой разумеющимся.

Десятичная система счисления далеко не сразу заняла то господствующее положение, которое она имеет сейчас. В разные исторические периоды многие народы пользовались системами счисления, отличными от десятичной.

Несомненные остатки двенадцатеричной системы счисления имеются у англичан: и в системе мер (например, 1 фут=12 дюймам) и в денежной системе (1 шиллинг=12 пенсам)

С математической точки зрения, двенадцатеричная система имеет некоторые преимущества, по сравнению с десятичной, поскольку число 12 делится на 2, 3, 4 и 6, а число 10 только на 2 и 5. Больший запас делителей у числа, служащего основанием системы счисления, создает известные удобства в ее использовании.

Если мы производим вычисления вручную, то числа при этом пишутся карандашом или чернилами на бумаге. Для машины, однако, нужен какой-то иной способ фиксации тех чисел, с которыми она оперирует.

Все вычисления в цифровых вычислительных машинах производятся над конечными числами и с ограниченной точностью, определяемой разрядностью представления дискретных чисел. Цифровая информация, как правило, представляется при помощи электрических процессов, для которых характерны два состояния (например, включено/выключено, высокий/низкий уровень сигнала, ток есть/тока нет). Каждое такое состояние указывает на равенство значения двоичной переменной нулю или единице.

Для радиоэлектронных элементов (радиоламп, полупроводниковых элементов), которые в основном используются в вычислительных машинах, характерно наличие двух устойчивых состояний. Например, электронная лампа может быть «отперта» (тогда через нее идет ток) или «заперта» (ток через нее не проходит). По тому же принципу «да» или «нет» работают полупроводниковые элементы, которые сейчас уже полностью вытеснили радиолампы из вычислительной техники. Эти свойства радиоэлектронных элементов и служат основной причиной того, что именно двоичная система оказалась наиболее удобной для вычислительных машин.

Исходные данные для решения той или иной задачи даются обычно в общепринятой десятичной системе. Поэтому, чтобы машина, основанная на двоичной системе, могла обрабатывать эти данные, они должны быть переведены на «понятный» арифметическому устройству машины язык двоичного кода. Такой перевод легко, конечно, осуществлять и автоматически. Результаты машинного счета желательно иметь записанными снова в десятичной системе. Поэтому обычно в вычислительной машине бывает предусмотрен автоматический перевод результатов, полученных в двоичной системе, в десятичную систему.

Для оценки пригодности той или иной системы счисления в качестве основы для конструирования вычислительной машины имеет значение простота осуществления арифметических операций в ней.

Цифровой компьютер — это машина, которая может решать задачи, выполняя данные ей команды. Последовательность команд, описывающих решение определенной задачи, называется программой. Электронные схемы каждого компьютера могут распознавать и выполнять ограниченный набор простых команд. Все программы перед выполнением должны быть превращены в последовательность таких команд, которые обычно не сложнее чем:

сложить 2 числа;

проверить, не является ли число нулем;

скопировать фрагмент данных из одной части памяти компьютера в другую;

операция умножения чисел выполняется комбинацией операций сложения и сдвига (аналогично привычному умножению «в столбик»).

Такие примитивные команды в совокупности составляют язык, на котором люди могут общаться с компьютером. Такой язык называется машинным языком (или языком низкого уровня). Разработчик при создании нового компьютера должен решать, какие команды включить в машинный язык этого компьютера. Это зависит от назначения компьютера, от того, какие задачи он должен выполнять. Обычно стараются сделать машинные команды как можно проще, чтобы избежать сложностей при конструировании компьютера и снизить затраты на необходимую электронику. Так как большинство машинных языков очень примитивны, использовать их трудно и утомительно.

Алфавит Х из р символов и правила записи (изображения) и обработки чисел с помощью символов этого алфавита называются системой счисления (нумерацией) с основанием р. Число х в системе с основанием р обозначается как (х)р или хр .

Любая система счисления – это система кодирования числовых величин (количеств), позволяющая выполнять операции кодирования и декодирования, то есть по любой количественной величине однозначно находить его кодовое представление и по любой кодовой записи – восстанавливать соответствующую ей числовую величину.

Все системы счисления строятся по общему принципу: определяется величина р – основание системы, а любое число х записывается в виде комбинации степеней веса р от 0-й до n-й степени следующим образом:

(x)10 = xnpn + xn–1pn–1 + ... + x1p1 + x0p0 .

Наиболее используемые в информатике системы счисления, кроме, естественно, десятичной, – это:
1) двоичная, над алфавитом Х = {0,1};
2) восьмеричная, над Х = {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7};
3) шестнадцатеричная, над Х = {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С, D, Е, F}, где символы А, В, С, D, Е, F имеют, соответственно, десятичные веса 10, 11, 12, 13, 14, 15.

Пример. 11012 = 1 * 23 + 1 * 22 + 0 * 21 + 1 * 20 = 8 + 4 + 1 = 1310 ,

1578 = 1 * 82 + 5 * 81 + 7 * 80 = 64 + 40 + 7 = 11110 ,

A6F16 = 10 * 256 + 6 * 16 + 15 * 1 = 267110 .

В большинстве систем счисления вес цифры (или символа алфавита) зависит от ее места в записи числа или слова. Такая система счисления называется позиционной ; в противном случае система называется непозиционной.

Пример. Непозиционная система – древняя римская система записи чисел с алфавитом вида Х={I (1), V (5), Х (10), L (50), С (100), D (500), М (1000)}, где в скобках указаны веса символов (не зависящие от позиции символа). Примеры римских чисел (в скобках – обычные десятичные эквиваленты): III (3), IV (4), V (5), VI (6), IX (9), XI (11), DCL (650). Запись числа в этой системе получается двусторонней конкатенацией, причем правая конкатенация ассоциируется с добавлением, а левая конкатенация – с убавлением (например, IV и VI). Поразрядное же выполнение арифметических операций не имеет места (например, XIV + IV не равно XVIII ).

Для изображения десятичных дробей используется подобная формула разложения по степеням основания.

Пример. 110,0012 = 1*22 + 1 * 21 + 0 * 20 + 0 * 2-1 + 0 * 2-2 + 1 * 2-3 = 6,12510;

A,B16 = A * 160 + B * 16-1 = 10 * 1 + 11 * 0,0625 = 10,687510 .

Процедура перевода десятичных чисел в 2-ную систему счисления:

· перевести отдельно целую часть числа для чего последовательно делить сперва целую часть 2, а затем все частные (получаемые при делении) на 2 до тех пор, пока не получим в очередном частном число меньшее 2 (единицу); изображение 2-ичного числа получается последовательным приписыванием к последнему частному остатков от деления – от последнего до первого;

· перевести отдельно дробную часть (мантиссу) числа, то есть дробную часть, для чего последовательно умножать сперва исходную мантиссу, а затем мантиссы получаемых чисел на 2 до тех пор, пока не получим мантиссу, равную нулю, или нужное количество цифр в в дробной двоичной части; изображение результата получается приписыванием к целой части первого произведения второй такой же цифры и т.д., до последней цифры целой части.

Пример. Найти: двоичное представление числа 12,810 . Решение:

Переводим целую часть: 1210 =11002;

переводим дробную часть: 0,8 * 2 = 1,6; 0,6 * 2 = 1,2; 0,2 * 2 = 0,4; 0,4 * 2 = 0,8; 0,810 = 0,1100110...2 ;

результат перевода: 12,810 = 1100,1100110011...2 .

Пример. Найдем 29,2510 = ?8 . Решение имеет вид 1) 2910 = 358 ; 2) 0,2510 = 0,28 ; 3) 29,2510 = 35,28 .

Пример. Найдем 79,2610 = ?16 . Решение: 1) 7910 = 4F16 ; 2) 0,2610 = 0,4016 ; 3) 79,2610 = 4F,416 . При переводе дробной части мы ограничились нахождением двух значащих цифр после запятой, ибо перевод точно сделать невозможно.

Для перевода из 2-ной в 8-ную и наоборот, из 2-ной в 16-ную и наоборот, из 8-ной в 16-ную и обратно, используется таблица следующего вида:

ОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ
16(0-F)
A
B
C
D
E
F

При переводе в 8-ную систему или из нее необходимо группировать в тройки биты, а при переводе в 16-ную или из нее – группировать их в четверки битов. Можно добавлять, если нужно, незначащие нули (слева от целой части и справа от мантиссы) или отбрасывать их.

Пример. Рассмотрим переводы в смешанных системах.

Из 2-ной системы в 8-ную (двоично-восьмеричное изображение):

из 8-ной системы в 2–ную (восьмерично-двоичное изображение):

из 2-ной системы в 16-ную (двоично-шестнадцатеричное изображение):

из 16-ной системы в 2-ную (шестнадцатерично-двоичное изображение):

 

Сложение в двоичной системе счисления осуществляется по правилам

0 + 0 = 0, 0 + 1 = 1, 1 + 0 = 1, 1 + 1 = 210 = 102 (единица идет в старший разряд).

Таблица вычитания в двоичной системе счисления имеет вид

0 – 0 = 0, 1 – 0 = 1, 1 – 1 = 0, 0 – 1 = 10 – 1 = 1 (единицу забираем у старшего разряда).

Таблица умножения в двоичной системе счисления имеет вид

0 * 0 = 0, 0 * 1 = 0, 1 * 0 = 0, 1 * 1 = 1.

Таблица деления в двоичной системе счисления имеет вид

0 : 0 = не определено, 1 : 0 = не определено, 0 : 1 = 0, 1 : 1 = 1.