Цена внелегальности

Совершение сделок во внелегальном секторе тоже связано с издержками.

Экономя на одном виде издержек, субъекты, действующие во внелегальном секторе, вынуждены осуществлять другие издержки.

По мере роста группы людей, обладающих правам собственности, возрастают альтернативные издержки ее существования.

Становится крайне затруднительно непосредственно осуществлять каждым членом группы свои правомочия.

В результате возникает институт представительства интересов (совет директоров в открытых корпорациях, который от имени акционеров решает наиболее важные вопросы между собраниями).

Интересы членов совета директоров и акционеров, не могут совпадать, возникает проблема, известная в экономической литературе как проблема управления поведением исполнителя.


• В-третьих, систему коммунальной

собственности можно рассматривать в терминах распределительной демократии, когда решение об использовании ресурса определявтся посредством голосования, поскольку таким образом возникает решение, которое можно рассматривать как выражение общественного интереса.


Издержки уклонения от легальных санкций:

Плата за услуги налоговых консультантов

Потеря выгоды из-за ограничения производства и рекламы

Ведение «двойной» бухгалтерии и возникающих в связи с этим трудностей учета и контроля на предприятии

Существуют механизмы, которые позволяют отчаг ти компенсировать вредное влияние дифференциации интересов, устранить основание оппортунистического поведения агентов.

Во-первых, это реальная возможность сменяемости, которая позволяет обеспечить обратную связь политиков с избирателями. Это общепринятая форма голосования «руками». Однако, данная форма контроля оказывается неэффективной ввиду значительных издержек измерения результативности деятельности исполнителей, несовершенства политического рынка и как следствие рациональной неосведомленности избирателей.


Вывод:

Решение о выборе экономическим субъектом институциональной среды для своего бизнеса (легальной или внелегальной) зависит от сравнения трансакционных издержек в первом и во втором случает.

Только при условии, если государство способно способствовать реализации интересов производителя путем снижения трансакционных издержек в реальном секторе экономики, у него имеются стимулы к добровольному подчинению закону.


В-четвертых, распространение идеологии, препятствующей оппортунистическому поведению.

В-пятых, внутренняя система контроля, осуществляемая не только потенциальными конкурентами, но и общественными организациями.


В рамках данного режима собственности особенно остро возникает проблема управления поведением исполнителя. Индивид сталкивается с запретительно высокими издержками реализации своей доли собственности, тогда как исполнитель, как правило, не обладает достаточными стимулами и информацией для использования ресурсов в соответствии с предпочтениями поручителя.