Военная структура представлена Военным комитетом и Международным военным штабом.

Военный комитет,высшая военная инстанция НАТО, отвечает за планирование коллективных военных операций, подчинен Североатлантическому совету, Комитету оборонного планирования и Группе ядерного планирования. Он состоит из глав генеральных штабов всех партнеров по альянсу и собирается на этом уровне обычно не чаще 2-х раз в год. Повседневная работа Военного комитета ведется военными представителями, выступающими от имени начальников своих генеральных штабов. Руководит работой председатель Военного комитета (3-х летний мандат), председателю помогают заместитель, отвечающий за координацию ядерной политики и политики контроля за вооружением и разоружением, и директор Международного военного штаба. Военные представители обладают достаточными полномочиями, позволяющими Военному комитету выполнять свои коллективные задачи и оперативно принимать решения.

Международный военный штаб,возглавляемый директором и состоящий из откомандированного военного персонала государств – членов и вспомогательного гражданского персонала, оказывает помощь Военному комитету. В его задачу входит реализация политики и решений Военного комитета, а также проведение исследований и разработка планов и рекомендаций по военным вопросам, представляемых на рассмотрение НАТО или Военного комитета.

Встречи министров обороны.На первой встрече было принято решение об углублении диалога и сотрудничества путем организации семинаров и коллоквиумов, в том числе по вопросам оборонной политики, роли конституционных основ в деятельности вооруженных сил в гражданском обществе, стратегии по вопросам реструктуризации вооруженных сил, а также по вопросам ликвидации ущерба, нанесенного окружающей среде военными структурами.

Координационный комитет по проверке НАТО,состоящий из представителей министерств иностранных дел и обороны, координирует действия членов НАТО по реализации соглашений о разоружении и контроле над обычными вооружениями. Комитет создает рамочные условия для регулярного обмена мнениями и отвечает за сотрудничество с государствами – партнерами.

Сотрудничество в сфере вооружений находится в компетенции Конференции национальных директоров по вооружению,которая изучает политические, экономические и технические аспекты разработки и закупки вооружений для НАТО. В 1993 г. директора рекомендовали альянсу расширить сотрудничества с государствами Центральной и Восточной Европы на сферу закупки материалов для оборонного сектора.

Гражданские и военные организации, связанные с НАТО, работают в различных сферах (изучение и развитие воздушного сообщения, стандартизация, связь и информация, метеорология).

Военная академия НАТОв Риме была создана в 1951 г. для переподготовки офицеров и служащих с целью использования их в НАТО. С 1991 г. право слушать лекции имеют офицеры и служащие стран – партнеров по Совету Североатлантического сотрудничества.

Ассоциация Атлантического договорав Париже ставит своей целью укрепление солидарности народов в сфере ответственности НАТО путем развития их отношений и углубления сотрудничества, разъясняет населению деятельность НАТО.

Североатлантическая ассамблея,межпарламентская организация государств – членов НАТО, предоставляет европейским и американским парламентариям возможность для обсуждения вопросов представляющих взаимный интерес. С 1955 г. она действует как форум законодателей западноевропейских и североамериканских стран – участниц НАТО. В 1990 г. на Лондонской сессии были приняты решения по развитию сотрудничества с парламентами Центральной и Восточной Европы. Парламентариев стран Центральной и Восточной Европы пригласили в качестве ассоциированных членов. В последующем 15-ь новых демократических государств из бывшего восточного блока были приглашены в качестве ассоциированных делегаций; это означает, что они могут участвовать в работе ассамблеи и ее дебатах. Договор 1949 г. не предусматривает создание консультативной парламентской организации, однако развитие политического измерения НАТО показало необходимость организованного парламентского сотрудничества.

Главные цели ассамблеи – информирование и обеспечение политического консенсуса. Это позволяет законодателям альянса высказывать национальные озабоченности и проблемы, информировать друг друга о различных вопросах, обсуждать региональные перспективы. Делегаты ассамблеи избираются своими парламентами. Ассамблея собирается 2-а раза в год на пленарные сессии: 4-х дневную весеннюю и 5-и дневную осеннюю. Встречи проводятся в национальных столицах на ротационной основе по приглашению национальных парламентов. Ассамблея учредила 5-ь комитетов по гражданским вопросам, экономический комитет, политический комитет, военный комитет, комитет по науке и технике.

 

 

3.НАТО и борьба против международного терроризма и пиратства.

 

В Стратегической концепции Альянса, принятой в апреле 1999г., терроризм охарактеризован как один из рисков, затрагивающих безопасность НАТО. После терактов 11 сентября 2001г., органы военного руководства НАТО разработали Военную концепцию защиты от терроризма на основе политических руководящих указаний Североатлантического совета. Руководители Альянса утвердили эту концепцию на состоявшейся 21 ноября 2002г. Пражской встрече в верхах.

Концепция содержит следующие выводы:

1. НАТО и государства члены организации стоят перед лицом реальной угрозы терроризма, и противодействие этой угрозе является, в большинстве случаев, неотложной задачей.

2. На государства возложена основная ответственность по защите гражданского населения и объектов инфраструктуры, поэтому НАТО необходимо быть готовой оказать поддержку государствам,

3. Военные операции НАТО по защите от терроризма имеют четыре функции антитеррористическая деятельность (оборонительные/пассивные меры), ликвидация последствий терактов, контртеррористическая деятельность (наступательные/активные меры), и военное сотрудничество.

4. Североатлантический альянс может руководить контртеррористическими операциями или предоставлять поддержку в рамках этих операций. Во всех военных операциях по защите от терроризма необходимо учитывать такой аспект, как защита войск.

5. НАТО следует быть готовой проводить военные операции без каких-либо территориальных ограничений с установкой на поражение террористических групп и имеющихся в их распоряжении средств, в соответствии с решением Североатлантического совета.

 

Террористическое нападение, произошедшее 11 сентября 2001г. в Нью-Йорке и Вашингтоне, вовлекли в войну против терроризма не только США, но и весь Североатлантический союз. Не прошло и суток с момента совершения терактов против США, как НАТО впервые за всю историю своего существования решила сослаться на статью 5 о коллективной обороне Вашингтонского договора 1949 года, на основе которого возник Североатлантический альянс. Началась первая антитеррористическая операция НАТО. 9 октября 2001г. семь самолетов ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения и управления) были переброшены в США, для организации контроля и наблюдения за их воздушным пространством, чтобы помочь защитить Северную Америку от аналогичных нападений. Операция получила название «Игл эссист» и продолжалась до 16 мая 2002 года.

С того времени средства ДРЛО НАТО систематически используются в числе других мер для обеспечения безопасных условий проведения особо важных мероприятий, включая встречи в верхах НАТО, Евросоюза и другие встречи высокого уровня. Самолеты ДРЛО также охраняли небо при проведении крупных массовых мероприятий, включая чемпионат Европы по футболу и Олимпийские игры.

Наряду с действиями по защите от террористического нападения, в текущие и новые операции НАТО включена антитеррористическая составляющая.

Находящиеся на Балканах силы НАТО предпринимают действия против террористических групп, поддерживающих связи с сетью Аль-Каиды.

В августе 2003 года НАТО приняла командование Международными силами содействия безопасности (ИСАФ) на территории Афганистана.

Военно-морская операция НАТО «Актив эндевор» (активные усилия) предусматривает контроль и наблюдение за судоходством и сопровождение торговых судов в Средиземном море. 6 октября 2001г. (после терактов 2001г.) НАТО развернула в восточной части Средиземного моря соединение ОВМС, перед которым была поставлена задача по выявлению и сдерживанию террористической деятельности. Поддержание безопасности на оживленных торговых маршрутах Средиземноморья имеет важнейшее значение для безопасности Североатлантического альянса.

В марте 2003г. НАТО расширила операцию «Актив эндевор». Начав сопровождать по Гибралтарскому проливу невоенные суда государств-членов Альянса по их просьбе. В апреле 2003г. НАТО вновь расширила круг задач – теперь в рамках операции предусматривалось проводить систематический досмотр подозрительных судов. Досмотр проводится с согласия капитана судна и государства, под флагом которого оно плавает, и в соответствии с международным правом.

В марте 2004 года район операции «Актив эндевор» был распространен на все Средиземное море проливы Дарданеллы и Босфор.

С прошлого года проблемой морского пиратства были вынуждены заняться военные эксперты ряда крупных европейских стран, Евросоюза и НАТО, а также базирующихся в Брюсселе независимых исследовательских центров.

Пока эксперты изучают причины и следствия возникновения феномена современного пиратства, перед государствами и их силовыми структурами стоит задача экстренно сократить масштабы пиратской деятельности, или, по крайней мере, остановить ее рост и найти эффективные меры противодействия пиратам. Реально пока реализуется лишь один сценарий противодействия пиратству – направление в Аденский залив военных кораблей. Сейчас в регионе параллельно проводятся две международные операции противодействия морскому разбою – первая в истории ЕС военно-морская операция "Аталанта", и операция НАТО "Океанский щит". Кроме того в районе действуют отдельные военные корабли стран, не входящих в эти организации.

«Океанский щит» предназначен не только для борьбы с морским разбоем, но и для «помощи государствам региона в развитии их возможностей противодействия пиратству». Предполагается обеспечить «устойчивую безопасность в регионе Африканского Рога». Текущий контроль над операциями возложен на главный штаб ВМС НАТО в британском Нортвуде.

Непосредственно у берегов Африканского Рога будет действовать вторая постоянная военно-морская группа. Кроме того, в борьбе с пиратами принимают участие разведывательные самолеты, для осуществления разведывательных действий в районе территориальных вод Сейшел уже прибыл береговой патрульный самолет P-3 Orion, а в скором времени к нему присоединятся также беспилотные летательные аппараты.

Главы государств и правительств стран НАТО заявили в коммюнике встречи на высшем уровне в Страсбурге/Келе 4 апреля 2009 г., что «мы изучаем варианты для возможной долгосрочной роли НАТО в борьбе с пиратством, в том числе с учетом, если потребуется, региональных запросов об укреплении сил и средств ВМС». В коммюнике также подтверждается, что для решения проблемы пиратства потребуются не только ответные действия на море: «Чтобы заняться вопросом глубинных причин пиратства, международное сообщество должно придерживаться всеобъемлющего подхода». Коммюнике также ссылается на Контактную группу по проблеме пиратства у берегов Сомали, членом которой является НАТО, которая играет важную роль, способствуя координации среди заинтересованных структур, и в рамках которой обсуждаются различные аспекты проблемы пиратства.

В тоже время некоторые независимые морские эксперты считают, что борьба с пиратством, под предлогом которой группировка военных кораблей НАТО вошла в территориальные воды Сомали, скорее всего, является именно предлогом. Корабли альянса пришли в Сомали, чтобы изучить обстановку и подобрать место для будущей базы недавно созданного американского командования в Африке (Africom).

Состав и вооружение натовской эскадры не позволяют ей эффективно бороться с пиратами. Корабли, посланные к сомалийским берегам, слишком крупны, чтобы бороться с быстроходными и маломерными пиратскими катерами.

Борьба против терроризма стала ключевым направлением сотрудничества НАТО со странами – партнарами в рамках Совета евроатлантического партнерства и Совета Россия-НАТО. НАТО продолжает проводить мероприятия в области борьбы с терроризмом совместно с Украиной. Кроме того, борьба с терроризмом входит в ряд направлений предлагаемых НАТО для сотрудничества со странами Северной Африки и Ближнего Востока.


3. Развитие отношений между Украиной и НАТО.

Отношения между Украиной и НАТО имеют важное значение для гарантии мира и стабильности на Евроатлантическом пространстве. Географически Украина занимает важное место на перекрестке Восточной и Западной Европы. Украина имеет совместные границы с четырьмя государствами - членами НАТО: Венгрия, Польша, Румыния, Словакия. В политическом плане, после приобретения государственного суверенитета в 1991 г., Украина всегда была привержена поддержанию международной безопасности и развитию добрососедских отношений в регионе.

В 1991 г. сразу после распада Советского Союза и приобретения государственного суверенитета Украина вступила в Совет североатлантического сотрудничества (ССАС), в последствии переименованного в Совет евроатлантического партнерства (СЕАП). В 1994 г., Украина первой из государств СНГ присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира» - масштабной инициативы практического индивидуального сотрудничества в области безопасности и обороны между НАТО и странами – партнерами.

Хотя контакты между Украиной и НАТО начинались еще в 1991 г., на формальную основу их перевели в 1997 г, на основании подписания «Хартии об особом партнерстве», которая открыла путь для проведения консультаций и совместной работы по вопросам Евроатлантической безопасности. В Хартии обозначены принципы и механизмы развития отношении Украина - НАТО на перспективу, а также в области двухсторонних консультаций и сотрудничества.

В соответствии с Хартией была создана Комиссия Украина - НАТО. Этот орган планирует- принимает решения и осуществляет контроль за мероприятиями связанными с сотрудничеством между альянсом и Украиной. КУН заседает регулярно на уровне послов и военных представителей, а также периодически на уровне Министров иностранных дел и Министров обороны, периодически - на уровне глав государств и правительств.

В ноябре 2002 г. с целью углубления и расширения отношений между Украиной и НАТО был подписан «План действий Украина -НАТО», который нацелен на содействие реформаторским усилиям Украины на пути интеграции в евроатлантические структуры безопасности.

План действий от 2002 года обозначил стратегические рамки для проведения углубленных консультаций по политическим, экономическим и оборонным вопросам, что позволяет Украине интегрироваться в евроатлантические структуры. Данный документ опирается на Хартию от 1997 года, которая является основополагающим документом. С цель обеспечения достижения целей отчерченных в Плане действий, ежегодно разрабатываются Целевые планы. Дважды в год проходят итоговые заседания, а ежегодно - составляется отчет с анализом выполнения документа.

Государства - члены НАТО рассматривают выполнение Украиной Плана действий как «лакмусовую бумагу» ее приверженности к целям евроатлантической интеграции. Перспективы вступления Украины в НАТО зависят от ее демократических переустройств по стандартам государств Альянса.