Превращение исторических знаний в историческую науку в России. В. Н. Татищев

Дальнейшее развитие отечественной историографии было связано прежде всего с именем Василия Никитича Татищева. Характерной чертой исторической науки второй четверти и се­редины XVIII в. является ее неразрывная связь с практическими задачами и мероприятиями дворянского государства. Эта черта с особой силой проявилась в творчестве В. Н. Татищева (1686- 1750).

Это был крупнейший историк первой половины XVIII в. Не­смотря на обилие литературы о нем, значение работ ученого до сих пор еще до конца не раскрыто, а научное наследие остается предметом споров в историографии. Так, С. М. Соловьев и К. Н. Бестужев-Рюмин видели основную заслугу В. Н. Татищева только в том, что он собрал большое количество источников и критически их оценил. Большинство советских историков (В. Е. Иллерицкий, А. М. Сахаров, М. Н. Тихомиров, Л. В. Черепнин, А. Л. Шапиро и др.), на наш взгляд, верно оценили В. Н. Татищева как "отца" русской истории и крупного источниковеда, в отличие от скептического отношения к его наследию С. Л. Пештича(1).

Василий Никитич Татищев был выходцем из старинной, но обедневшей дворянской семьи. Благодаря сводной сестре Прас­ковье (происходившей по материнской линии из рода Салтыко­вых), которая была замужем за Иваном, братом Петра I, он с детских лет был при царском дворе, что повлияло на его даль­нейшую судьбу. Еще в молодости им были проявлены большие способности в иностранных языках и других гуманитарных на­уках.

В. Н. Татищев был человеком военным, участником взятия Нарвы и Полтавской битвы, дослужился до чина капитана артилле­рии. Дважды управлял уральскими казенными заводами (в 1720 - 1722 гг. и 1734-1739 гг.), был начальником Монетного двора в Москве, находился в командировке в Швеции, затем ведал Ас­траханской губернией. Последние четыре года жизни Василий Никитич провел в родовом селе Болдино, где и умер в 1750 г.

Все свои служебные назначения В. Н. Татищев постоянно использовал для пополнения исторических знаний, сбора источ­ников, некоторые из которых не сохранились и вызывают споры среди ученых. К ним относятся Иоакимовская летопись и Рас­кольничий список.

Татищев начал научные изыскания 34-х лет, в 1720 г. после ухода с военной службы.

В. Н. Татищев впервые подготовил публикацию историчес­ких источников, положил начало исторической географии. Ис­торик первым применил критический метод исследования источ­ников с учетом всех достижений тогдашней исторической на­уки. В 1738 г. он представил в Академию Наук тексты "Русской правды" и "Судебника" (1550 г.) и предпослал к ним обширный комментарий. Это была первая научная публикация источни­ков. В. Н. Татищев в целом верно оценил значение "Русской правды" как памятника древнерусского права и отверг мысль о норманнском происхождении русских законов. Это вызвало не­довольство немецких ученых, работавших в Российской Акаде­мии Наук, поскольку взгляды В. Н. Татищева расходились с их историческими построениями. По этой причине основной труд историка "История Российская", написанный в 1739 г., был на­печатан уже после смерти автора в 1768-1774 гг., а последний пятый том появился только в XIX в. Комментарии к документам стали новым явлением в отечественной историографии.

С именем В. Н. Татищева мы связываем превращение исто­рических знаний в историческую науку в России, формирова­ние официальной концепции отечественной истории, нашедшей отражение в сочинении "История Российская".

Первая книга отражает прогрессивные исторические воз­зрения В. Н. Татищева. Он начинает во Введении с объяснения того, что "история есть слово греческое", которое означает дея­ния. Значит, история должна говорить о деятельности людей. Исследователь выделил историю естественную, светскую и цер­ковную. Говоря о значении исторических знаний, автор подчер­кивает, что без знания истории "мудр и полезен быть не может человек". Он подчеркивает особое значение истории для политики, военного дела, юриспруденции, медицины и богословия.

Составление русской истории В. Н. Татищев считал патриотической задачей, так как европейские историки искажали ее. Автор отказался решительно от провиденциализма в истории, объясняя исторические события свойствами человеческого ума. Ученый писал: "Ум же разумеем, главное природное действо или сила души, а когда ум просветится, тогда именуется разум". Следовательно, разум получается только от просвещения. Ум есть у всех, но разум не все имеют. В. Н. Татищев указывает на три источника просвещения: изобретение письменности; прише­ствие Христа; открытие книгопечатания. Он уделяет особое вни­мание письменности и книгопечатанию, не ставя на первое мес­то Христа. Это противоречило духу времени. Современники от­мечали, что историк по-особому относился к религии, поэтому существовало мнение, что Татищев не православный.

В. Н. Татищев первым пытается дать философское обосно­вание причин возникновения государства. Он представлял этот процесс в виде ряда последовательных соподчинений. Первым сообществом было супружество, в котором муж был главою. Второе сообщество - подчинение детей родителям. По его мне­нию, "на сем основании большей частью правительство монар­хии состоит, монарх яко отец, а подданные яко чада подчиняют­ся ему". Третье сообщество - домовнее или хозяйское, где холо­пы подчиняются господину по хозяйственной линии. Но домо­вые сообщества не могли быть долго в спокойствии. Возникает необходимость обороны от врага - возникают крепости и горо­да. Правда, ученый констатировал, что главная причина воз­никновения городов состоит в развитии ремесла и торговли. Нужда в гражданском порядке лежит в основе возникновения государства.

В. Н. Татищев признает только три формы правления, как и Ф. Прокопович: монархию, аристократию, демократию. Демок­ратия может быть лишь в городах-государствах и малых облас­тях, как, например, в Древней Греции. Аристократия существу­ет в землях и областях, хорошо защищенных океанами, морями и горами, как в Англии. Монархия же необходима в обширных и открытых землях, где народ не просвещен и сдерживается боль­ше страхом, "нежели от собственного благонравия". Отсюда историк делает вывод, что самой идеальной формой государ­ственного устройства для России является монархия.

В этой связи В. Н. Татищев рассмотрел вопрос о происхож­дении и развитии монархии в России, что положено им в перио­дизацию истории России и основу его исторической концепции как дворянского историка.

По его мнению, титул великого князя впервые принял в Новгороде Рюрик, который утвердил самовластие на Руси, дер­жавшееся до смерти Мстислава Великого в 1132 г. После этого учини­лась беспорядочная аристократия. Монархия возобновилась при Всеволоде Большое Гнездо. После его смерти начались несог­ласия. Русь попала под иго татар. Иван III назван историком "великим", поскольку он сверг татар и восстановил монархию. После свержения Василия Шуйского восстановилось аристок­ратическое правление, что привело к распаду государства. Окончательное укрепление монархии связано с Петром I. Под­водя итоги, В. Н. Татищев заключает: "Из сего всяк может ви­деть, сколько монархическое правление государству нашему прочих полезнее..." Он выступил сторонником самодержавной власти.

Следует, однако, подчеркнуть, что заслугой ученого было то, что он впервые объяснял исторические явления не божествен­ными силами и даже не вмешательством людей, а общественным устройством. В этом отношении Татищев стоит выше М. М. Щербатова и Н. М. Карамзина.

В. Н. Татищев один из первых в отечественной историогра­фии попытался дать научную периодизацию истории России, которая вытекает у него из основных этапов возникновения и развития самодержавной власти в стране: 1) от Рюрика до 1132 г. (до смерти Мстислава); 2) до начала монголо-татарского на­шествия (1237 г.); 3) до Ивана III; 4) до 1577 г.; 5) конец XVI -начало XVII вв.

В "Истории Российской" В. Н. Татищев рассмотрел этноге­нез народов, населявших в древности Восточную Европу. Он выделяет три группы народов: угро-финскую или летто-литовскую; скифо-сарматскую; славянскую. Ученый впервые ставит вопрос о первоначальной территории славян и считает, что в древности они жили к югу от Балтийского моря.

В. Н. Татищев в "Истории Российской" рассматривал не только русский народ, но и другие народы, населявшие русские земли. Им проводилась мысль о равенстве всех народов. Уче­ный решительно отвергал варяжское происхождение Древнерусского государства, хотя и признавал призвание варяжских князей, которые основали монархию. Он писал, что имя Русь было известно до Рюрика. Историк выдвигает еще один аргумент про­тив "норманнской теории". По его мнению, Рюрик женился на дочери славянского князя Гостомысла, поэтому все потомки его были уже славянами.

С именем В. Н. Татищева связано начало сбора материала региональной истории, что нашло отражение в созданном им словаре "Лексикон Российский - исторический, географический, политический и гражданский". В основе его лежат краткие опи­сания губерний, провинций, уездов, городов, рек, озер и т.п. Значительное место занимает характеристика торговли и про­мышленности.

Таким образом, труды В. Н. Татищева подвели итог пред­шествующему периоду отечественной историографии и оказали огромное влияние на ее дальнейшее развитие.