Превращение исторических знаний в историческую науку в России. В. Н. Татищев
Дальнейшее развитие отечественной историографии было связано прежде всего с именем Василия Никитича Татищева. Характерной чертой исторической науки второй четверти и середины XVIII в. является ее неразрывная связь с практическими задачами и мероприятиями дворянского государства. Эта черта с особой силой проявилась в творчестве В. Н. Татищева (1686- 1750).
Это был крупнейший историк первой половины XVIII в. Несмотря на обилие литературы о нем, значение работ ученого до сих пор еще до конца не раскрыто, а научное наследие остается предметом споров в историографии. Так, С. М. Соловьев и К. Н. Бестужев-Рюмин видели основную заслугу В. Н. Татищева только в том, что он собрал большое количество источников и критически их оценил. Большинство советских историков (В. Е. Иллерицкий, А. М. Сахаров, М. Н. Тихомиров, Л. В. Черепнин, А. Л. Шапиро и др.), на наш взгляд, верно оценили В. Н. Татищева как "отца" русской истории и крупного источниковеда, в отличие от скептического отношения к его наследию С. Л. Пештича(1).
Василий Никитич Татищев был выходцем из старинной, но обедневшей дворянской семьи. Благодаря сводной сестре Прасковье (происходившей по материнской линии из рода Салтыковых), которая была замужем за Иваном, братом Петра I, он с детских лет был при царском дворе, что повлияло на его дальнейшую судьбу. Еще в молодости им были проявлены большие способности в иностранных языках и других гуманитарных науках.
В. Н. Татищев был человеком военным, участником взятия Нарвы и Полтавской битвы, дослужился до чина капитана артиллерии. Дважды управлял уральскими казенными заводами (в 1720 - 1722 гг. и 1734-1739 гг.), был начальником Монетного двора в Москве, находился в командировке в Швеции, затем ведал Астраханской губернией. Последние четыре года жизни Василий Никитич провел в родовом селе Болдино, где и умер в 1750 г.
Все свои служебные назначения В. Н. Татищев постоянно использовал для пополнения исторических знаний, сбора источников, некоторые из которых не сохранились и вызывают споры среди ученых. К ним относятся Иоакимовская летопись и Раскольничий список.
Татищев начал научные изыскания 34-х лет, в 1720 г. после ухода с военной службы.
В. Н. Татищев впервые подготовил публикацию исторических источников, положил начало исторической географии. Историк первым применил критический метод исследования источников с учетом всех достижений тогдашней исторической науки. В 1738 г. он представил в Академию Наук тексты "Русской правды" и "Судебника" (1550 г.) и предпослал к ним обширный комментарий. Это была первая научная публикация источников. В. Н. Татищев в целом верно оценил значение "Русской правды" как памятника древнерусского права и отверг мысль о норманнском происхождении русских законов. Это вызвало недовольство немецких ученых, работавших в Российской Академии Наук, поскольку взгляды В. Н. Татищева расходились с их историческими построениями. По этой причине основной труд историка "История Российская", написанный в 1739 г., был напечатан уже после смерти автора в 1768-1774 гг., а последний пятый том появился только в XIX в. Комментарии к документам стали новым явлением в отечественной историографии.
С именем В. Н. Татищева мы связываем превращение исторических знаний в историческую науку в России, формирование официальной концепции отечественной истории, нашедшей отражение в сочинении "История Российская".
Первая книга отражает прогрессивные исторические воззрения В. Н. Татищева. Он начинает во Введении с объяснения того, что "история есть слово греческое", которое означает деяния. Значит, история должна говорить о деятельности людей. Исследователь выделил историю естественную, светскую и церковную. Говоря о значении исторических знаний, автор подчеркивает, что без знания истории "мудр и полезен быть не может человек". Он подчеркивает особое значение истории для политики, военного дела, юриспруденции, медицины и богословия.
Составление русской истории В. Н. Татищев считал патриотической задачей, так как европейские историки искажали ее. Автор отказался решительно от провиденциализма в истории, объясняя исторические события свойствами человеческого ума. Ученый писал: "Ум же разумеем, главное природное действо или сила души, а когда ум просветится, тогда именуется разум". Следовательно, разум получается только от просвещения. Ум есть у всех, но разум не все имеют. В. Н. Татищев указывает на три источника просвещения: изобретение письменности; пришествие Христа; открытие книгопечатания. Он уделяет особое внимание письменности и книгопечатанию, не ставя на первое место Христа. Это противоречило духу времени. Современники отмечали, что историк по-особому относился к религии, поэтому существовало мнение, что Татищев не православный.
В. Н. Татищев первым пытается дать философское обоснование причин возникновения государства. Он представлял этот процесс в виде ряда последовательных соподчинений. Первым сообществом было супружество, в котором муж был главою. Второе сообщество - подчинение детей родителям. По его мнению, "на сем основании большей частью правительство монархии состоит, монарх яко отец, а подданные яко чада подчиняются ему". Третье сообщество - домовнее или хозяйское, где холопы подчиняются господину по хозяйственной линии. Но домовые сообщества не могли быть долго в спокойствии. Возникает необходимость обороны от врага - возникают крепости и города. Правда, ученый констатировал, что главная причина возникновения городов состоит в развитии ремесла и торговли. Нужда в гражданском порядке лежит в основе возникновения государства.
В. Н. Татищев признает только три формы правления, как и Ф. Прокопович: монархию, аристократию, демократию. Демократия может быть лишь в городах-государствах и малых областях, как, например, в Древней Греции. Аристократия существует в землях и областях, хорошо защищенных океанами, морями и горами, как в Англии. Монархия же необходима в обширных и открытых землях, где народ не просвещен и сдерживается больше страхом, "нежели от собственного благонравия". Отсюда историк делает вывод, что самой идеальной формой государственного устройства для России является монархия.
В этой связи В. Н. Татищев рассмотрел вопрос о происхождении и развитии монархии в России, что положено им в периодизацию истории России и основу его исторической концепции как дворянского историка.
По его мнению, титул великого князя впервые принял в Новгороде Рюрик, который утвердил самовластие на Руси, державшееся до смерти Мстислава Великого в 1132 г. После этого учинилась беспорядочная аристократия. Монархия возобновилась при Всеволоде Большое Гнездо. После его смерти начались несогласия. Русь попала под иго татар. Иван III назван историком "великим", поскольку он сверг татар и восстановил монархию. После свержения Василия Шуйского восстановилось аристократическое правление, что привело к распаду государства. Окончательное укрепление монархии связано с Петром I. Подводя итоги, В. Н. Татищев заключает: "Из сего всяк может видеть, сколько монархическое правление государству нашему прочих полезнее..." Он выступил сторонником самодержавной власти.
Следует, однако, подчеркнуть, что заслугой ученого было то, что он впервые объяснял исторические явления не божественными силами и даже не вмешательством людей, а общественным устройством. В этом отношении Татищев стоит выше М. М. Щербатова и Н. М. Карамзина.
В. Н. Татищев один из первых в отечественной историографии попытался дать научную периодизацию истории России, которая вытекает у него из основных этапов возникновения и развития самодержавной власти в стране: 1) от Рюрика до 1132 г. (до смерти Мстислава); 2) до начала монголо-татарского нашествия (1237 г.); 3) до Ивана III; 4) до 1577 г.; 5) конец XVI -начало XVII вв.
В "Истории Российской" В. Н. Татищев рассмотрел этногенез народов, населявших в древности Восточную Европу. Он выделяет три группы народов: угро-финскую или летто-литовскую; скифо-сарматскую; славянскую. Ученый впервые ставит вопрос о первоначальной территории славян и считает, что в древности они жили к югу от Балтийского моря.
В. Н. Татищев в "Истории Российской" рассматривал не только русский народ, но и другие народы, населявшие русские земли. Им проводилась мысль о равенстве всех народов. Ученый решительно отвергал варяжское происхождение Древнерусского государства, хотя и признавал призвание варяжских князей, которые основали монархию. Он писал, что имя Русь было известно до Рюрика. Историк выдвигает еще один аргумент против "норманнской теории". По его мнению, Рюрик женился на дочери славянского князя Гостомысла, поэтому все потомки его были уже славянами.
С именем В. Н. Татищева связано начало сбора материала региональной истории, что нашло отражение в созданном им словаре "Лексикон Российский - исторический, географический, политический и гражданский". В основе его лежат краткие описания губерний, провинций, уездов, городов, рек, озер и т.п. Значительное место занимает характеристика торговли и промышленности.
Таким образом, труды В. Н. Татищева подвели итог предшествующему периоду отечественной историографии и оказали огромное влияние на ее дальнейшее развитие.