Система иллюстрирования номера.

Иллюстрация в газете и журнале

Фотография в современной печати. Современная периодика и характер ее иллюстрирования.

Иллюстрация (от латинского – освещать, сопровождать) может быть вспомогательным, равным или ведущим по отношению к текстовому материалу содержательно-смысловым компонентом и самостоятельным произведением фотографического или изобразительного искусства (12-13% всей площади номера, как правило, занимают иллюстрации). То есть иллюстрация:

1. акцентирует внимание читателя (Снимок, рисунок нередко играют роль зрительного центра полосы. В композиционном плане они как бы замыкают на себя остальные публикации и являются исходной точкой в знакомстве с содержанием материалов полосы. Для фотографии, фотоблока, плаката, карикатуры определяется центральное место на полосе, а вся полоса монтируется вокруг нее (такую верстку иногда называют «мельницей»);

2. ориентирует читателя (Заставочная фотография, рисованная заставка, фотомонтаж, коллаж, сразу подскажет читателю тему публикации. Заставки-символы могут выступать и в качестве постоянной, разовой рубрики);

3. служит средством художественного оформления печатных полос.

 

Наряду с текстовыми публикациями газеты печатают иллюстрации. Они содержат визуальную информацию, воспринимаются читателями быстрее и воздействуют на них подчас сильнее текстов. Иллюстрации – один из элементов дизайна издания, они формируют его облик, внешнее «лицо». Их готовят специалисты – фотокорреспонденты и художники, работающие в отделе иллюстрирования газетной редакции или непосредственно под руководством ответственного секретаря.

В подавляющем большинстве газет важнейшее значение имеют тексты, представленные в различных жанрах публикаций разного типа. Они занимают большую часть площади каждого номера периодического издания. Однако без иллюстраций газетный номер будет неполноценным, – сплошной серый текст тяжело воспринимается читателями. К тому же руководители такой газеты лишают себя дополнительного сильного средства воздействия на читателей. И с точки зрения экономической эта газета оказывается в невыгодном положении по сравнению с ее конкурентами – иллюстрированными изданиями. Поэтому в каждой газете необходимо установить соотношение текстовых и иллюстрационных публикаций, в соответствии с которым определяется занимаемая ими площадь и роль в номере. Лишь в некоторых специальных номерах газеты, выпускаемых в связи с особым поводом – праздником, юбилеем и т.п., иллюстрации могут стать основным видом публикаций. В некоторых крупных газетах одну из последних полос последнего номера недели полностью отводят под фотоиллюстрации, показывая важнейшие события с помощью репортажных снимков.

Отметим, однако, появление в последнее время новых газетных изданий, в которых визуальная информация становится равнозначной вербальной информации. Дизайнерам газеты необходимо разработать систему ее иллюстрирования. Это подразумевает определение ответов на несколько вопросов: какие иллюстрации необходимо публиковать в номере периодического издания, сколько должно быть иллюстраций в номере, как их подавать? Можно, конечно, исходить из того, что в номере газеты следует помещать столько и таких иллюстраций, какие необходимы, исходя из содержания текстов, но такой по сути правильный, но слишком общий ответ не позволит организовать эффективную работу редакционных иллюстраторов. Фотокорреспондент должен знать, сколько и каких фотоснимков ему нужно подготовить для каждого номера газеты. Он может исходить из минимума – хотя бы одна иллюстрация на каждую полосу номера, но этого может оказаться недостаточно, и его нагрузка возрастает. Столь же важно для него знать, в каких жанрах ему следует готовить свои фотоснимки.