Типографская система мер и размерные характеристики изданий.

Типографская система мер – типометрия – сложилась раньше метрической системы мер и потому ориентирована на дюймовую систему. Ее родоначальником считается Пьер Фурнье (1737 г.), а продолжателем – Франсуа Дидо.

К размерным элементам газеты относят формат, количество и формат текстовых колонок, объем газеты.

Форматпечатного издания – это размеры (длина и ширина) страницы издания, или часть исходного размера бумаги, используемой для печати, в границах которой размещается газетный орнамент полосы. Формат издания зависит от формата бумаги, то есть размеров (длины и ширины) бумажного листа (флатовая бумага) или ширины рулонной (ролевой) бумаги, выраженной в сантиметрах.

С 1911 г. существует система стандартизации В. Оствальда, в основу которой положены принцип «геометрического подобия» (сохраняется единая пропорция – 1:1,4142 – для форматов бумаги и периодических изданий) и принцип «метрического измерения», (площадь основного стандартного формата равна одному квадратному метру).

Нас интересует формат Международной организации стандартов (ISO) серии А0 с исходной пропорцией 841х1189 мм. Далее следуют: А1 – 594х841, А2 – 420х594, А3 – 297х420, А4 – 210х297, А5 – 148х210, А6 – 105х148, А7 – 74х105, А8 – 52х74, А9 – 37х52, А10 – 26х37мм. Например, в отечественной газетной журналистике используют три формата: большой (мировой) – А2: 420х594, малый – А3: 297х420, сверхмалый – А4: 210х297 мм; в мировой же практике, кроме названных выше, используют еще рейнский (365х510) и среднеевропейский (315х470) форматы.

Размеры листовой бумаги – 600х840, 600х900, 700х900 мм и др.; ролевой – 420, 600, 840, 1260 и 1680 мм (указывается только ширина роля, т.е. бумажной ленты). Чаще всего применяется роль в 840 мм, крупнотиражные издания предпочитают бумагу с удвоенной шириной ленты – 1680 мм.

От формата газеты (размеров ее страницы) зависит формат полосы. Газетная полоса – оттиск на бумаге сверстанных материалов газетной страницы – всегда меньше страницы и составляет, как правило, 4/5 ее площади.

Французский дюйм, составляющий 27,06 мм был поделен на 72 части, и эта мера, 1/72 доля дюйма, стала мельчайшей единицей типометрии – типографским пунктом, или Дидо-пунктом. В переводе на привычную нам систему 1 п = 0,3759 мм. Есть еще несколько промежуточных единиц: 1 цицеро (cicero) = 12 пунктам (4,51 мм), 1 квадрат равен 48 пунктам (18,04 мм). Можно привести и обратное соотношение: 1 мм = 2,66 пункта.

Англо-американский (англо-саксонский) вариант типографской системы отличается от описанной выше тем, что базируется на «королевском», а не на французском дюйме (inche), который чуть меньше и равен 25,4 мм. Потому и англо-американский пункт, также составляющий 1/72 часть от 25,4, получился меньше – 0,3514 мм. 12 пунктов (в данной системе не цицеро, а пика) составляют 4,217 мм. 1 мм = 2,845 англо-американских пункта, который называют пика-пойнт (pica).

Дидо-пункт равен 1,06 пика-пойнт; пика-пойнт равняется 0,94 Дидо-пункта (в некоторых редакциях думают, что используют в качестве основного текстового шрифта шрифт размером в петит – 8 Дидо-пунктов, на самом деле применяют шрифты меньшего размера, ухудшая тем самым восприятие текста). Следует запомнить, что дюйм – это базовая единица измерений в США, пика – минимальная единица измерения в американской полиграфии; в европейской же полиграфии основными единицами являются пункт, цицеро, квадрат. Компьютерные программы учитывают обе эти системы, а также универсальные миллиметры и сантиметры.

Оптимальная ширина текстовой колонки, наиболее удобочитаемая длина строки находится в пределах – 2,5-4 квадратов (45 и 72 мм). Следует учесть, что хотя широкие форматы более экономичны, они уменьшают возможности композиционных построений. Для крупного шрифта нужна более длинная строка, а для мелкого – наоборот (например, при наборе текста 10 кегля наиболее удобочитаемая строка – 4-6,5 квадратов; при 8-пунктовом наборе – 3-4 квадрата). Возродился прием оформления текста в оборку (обтекание текста), ширина которой должны быть не менее 1 ¾ квадрата.

Колонки используются для организации текста и иллюстраций на странице и представляют собой важнейший элемент модульной структуры. Число и формат текстовых колонок: для формата А2 - 7 колонок х 2 кв. 36 п., 8 х 2 кв. 24 п., 8 х 2 кв. 18 п. ; для формата А3 – 4 х 3 кв. 6 п., 5 х 2 кв. 36 п., 6 х 2 кв. 12 п.; для А4 – 3 х 3 кв., 4 х 2 кв. 12 п.

При размещении текста по колонкам необходимо выбрать выключку строк: по формату, вправо, влево, по центру (компьютерные программы верстки предлагают еще один вид выключки – полную, которая применяется главным образом в однострочных заголовках). Свободная выключка строк – «рваная строка» – это отказ от их одинаковой длины, с тем, чтобы получить одинаковые пробелы между словами и совершенно избавиться от переносов.

Объем измеряется в строках и знаках: А2 – 1440 строк, или 40 320 знаков; А3 – 756 строк, или 18900 петитных знаков. Поскольку традиционно объем газеты считался в страницах, в полиграфическом производстве объем газеты указывают в печатных листах, приведенных к формату двух полос формата А2. Так 4 страницы газеты формата А3 – это 2 печатных листа, 4 страницы газеты формата А3 – 1 печатный лист.

Формат журнала обозначается форматом печатной бумаги (в сантиметрах) и долей листа, образующейся от числа сгибов при фальцовке: 70х108/8, где 70 – ширина, 108 – высота, 8 – доля листа. Это наибольший формат для журналов, наименьший – 60х90/16. Общественно-правовые, научные, производственные журналы используют форматы 70х108/16 и 84х108/16, массовые иллюстрированные – 60х90/8 и 70х108/8, детские – 84х108/16 и 60х90/8 (2).

 

Настольная издательская система — программа, позволяющая осуществить допечатную подготовку издания (верстку) на компьютере.

Настольные издательские системы не относятся к числу программ, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Более того, на домашнем компьютере они вообще редкие гости (кроме тех случаев, конечно, когда его владелец подрабатывает версткой). Однако сфера их применения отнюдь не ограничивается исключительно рекламной и издательской отраслями, и на то есть достаточно веские причины.

Сегодня, чтобы получить работу верстальщика, вовсе не обязательно обладать дипломом Полиграфического института. Современные программы позволяют во многом абстрагироваться от тонкостей предпечатной подготовки документов и последующих технологических процессов. От пользователя требуется всего лишь умение разбираться в базовых инструментах пакета, основных понятиях работы со шрифтами, в управлении цветом и т. п. Если учиться всему этому параллельно с освоением профессиональной издательской системы, то риск потерять зря массу драгоценного времени довольно велик. Куда как разумнее начать знакомство с менее функциональной, зато более простой и понятной программы. И на эту роль практически идеально подходит Microsoft Publisher — хорошо зарекомендовавшая себя система начального уровня.

Publisher изначально разрабатывалась как возможный компонент Microsoft Office (и даже входила в некоторые редакции этого пакета), поэтому весь ее интерфейс выдержан в знакомом любому пользователю РС духе. В помощь новичку — большой набор Мастеров и готовых шаблонов на все случаи жизни. Создав свой первый макет в автоматическом режиме, его можно отредактировать вручную, чтобы понять, как работают самые разные инструменты, представленные в пакете. В качестве основы годятся и документы Microsoft Word: программа умеет читать их и импортировать в собственный формат.

Итак, компания Adobe поддерживает на сегодняшний день две конкурирующие между собой настольные издательские системы — PageMaker и InDesign. В чем загадка такого положения дел? При более детальном знакомстве с представителями обоих пакетов ответ напрашивается сам собой. Линейку PageMaker искусственно не закрывают потому, что огромное число профессионалов продолжают использовать эти программы, да и издательский процесс целых компаний зачастую сосредоточен вокруг них.

Adobe PageMaker — это серьезный пакет с довольно сложным интерфейсом, запутанной системой команд, но в то же время высокой производительностью и богатыми возможностями. По ряду отдельных показателей и в первую очередь — работе с цветом, он оставляет далеко позади продукцию других фирм.

Пакет QuarkXPress — один из ветеранов рынка настольных издательских систем. Его первая версия увидела свет в далеком 1987 г., а это значит, что в активе разработчиков программы 15-летний опыт адаптации своего продукта к постоянно эволюционирующим требованиям потребителей. И то, что многие пользователи, впервые познакомившись с пакетом в самом начале его истории, остались верны ему до сих пор, лишний раз подтверждает его качество и надежность.