Понятие информатизации общества, информационного ресурса

 

Роль информации в современных условиях существенно меняется. Она приобретает определяющий характер и превращается в информационный продукт. Это создает объективные условия для трансформации индустриального общества в информационное. Информационное общество- общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы- знаний.

Объективные предпосылки информатизации общества:

1. Развитый, насыщенный и доступный для потребителей рынок персональных компьютеров, телекоммуникационных средств, средств оргтехники.

2. Наличие современных информационных систем и сетей.

3. Активное формирование рынка информационных продуктов и услуг.

Так, например, в себестоимости совре­менного автомобиля около 70% составляет стоимость информации. Но более убедительным примером является включение в состав 30 акций, на основании которых рас­считывается биржевой индекс Доу Джонса, компаний Microsoft, Intel, ATT и SBC Communications вместо акций известных химических компаний.

Во многих странах проводится активная и целенаправленная техническая политика развития ключевых технологий информационного общества, создание на их основе широкого спектра программных продуктов, систем, услуг в различных сферах жизни человека, промышленности и общества. Эта по­литика, определяющая экономическое и социальное положение, перспективы страны или региона, их позиции в мировой и национальной экономике получила название — информатизация.

Информатизация- это научно-технический и социально-экономический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей путем формирования и использования информационных ресурсов на основе современных информационных технологий.

В настоящее время глобальное издание WORLD PAPER совместно с компанией IDC ежегодно составляет и опубликовывает индекс информационного общества. Индекс информационного общества (ИО) фактически устанавливает стандарт измерения возможностей доступа и использования информации и информационных технологий в любой стране мира. Индекс ИО измеряет информационные возможности и информационный капитал. При вычислении индекса ИО учитываются 23 переменные, которые разделены на четыре группы.

Первая группа «Компьютерная инфраструктура» включает следующие переменные:

количество ПК на душу населения;

число домашних ПК, отнесенное к количеству семей;

число ПК в государственных и коммерческих организациях, отнесенное к общему числу несельскохозяйственных работников;

число ПК в средних и высших образовательных учреждениях, отнесенное к количеству студентов и факультетов;

процент не домашних ПК, подключенных к сетям;

долю затрат на программное обеспечение по отношению к затратам на оборудование.

Вторая группа «Информационная инфраструктура» включает следующие переменные:

число абонентов кабельного телевидения на душу на
селения;

количество сотовых телефонов на душу населения, стоимость телефонного вызова;

количество факсов на душу населения;

количество радиоприемников на душу населения;

количество ошибок в телефонных линиях;

количество телефонных линий на семью;

количество телевизоров на душу населения.

Третья группа «Интернет-инфраструктура» содержит следующие переменные:

число бизнес-пользователей Интернета, отнесенное н общему числу несельскохозяйственных работников;

число домашних пользователей Интернета на одну семью;

число пользователей Интернета, отнесенное к числу студентов и факультетов;

расходы на электронную коммерцию, отнесенные к общему числу пользователей Интернета.

Четвертая группа «Социальная инфраструктура» содержит следующие переменные:

гражданские свободы;

количество газет на душу населения;

свободу печати;

число людей, имеющих среднее образование;

число людей, имеющих высшее образование.

Перед проведением расчетов была исследована структура мирового информационного трафика. Оказалось, что на долю 55 стран из общего числа проанализированных 150 стран приходится 98% глобального трафика, поэтому индекс ИО рассчитывался только для этих 55 стран, которые по значению индекса ИО были разделены на четыре условные группы.

«Конькобежцы» (индекс ИО более 4500).

Эти страны имеют сильные позиции благодаря использованию всех преимуществ информационной революции, наличию компьютерной, информационной, социальной и Интернет-инфраструктур. Первые пять мест в этой группе занимают Швеция, Норвегия, Финляндия, США,Дания.

«Скороходы» (индекс ИО более 2500).

Страны этой группы успешно продвигаются в направлении информационного общества, имея достаточно развитую инфраструктуру на местах.

«Спринтеры» (индекс ИО более 1500).

Движение этих стран к информационному обществу неравномерно из-за жесткой необходимости постоянно выбирать и изменять приоритеты развития в связи с экономическими, социальными и политическими внутренними и внешними факторами. Именно к этой группе относится Россия (40-е место среди рассматриваемых 55 стран, 1863 балла, находится между Венесуэлой и Турцией).

«Пешеходы» (индекс ИО около 1000).

Эти страны перемещаются вперед, но крайне непоследовательно из-за непрекращающихся финансовых трудностей и ограниченных возможностей основной массы населения.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы».

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», определяет национальные информационные ресурсы как совокупность всех информационных продуктов, произведенных обществом.К ним относятся отдельны документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

В этих документах и массивах информации представлены знания которыми обладали люди, создавшие их. Таким образом, информационные ресурсы - это весь объем знаний, отчужденных от их создателей отраженный на материальных носителях и предназначенный для коллективного использования.

Информация стала ресурсом наравне с материалами, энергией капиталом. Появилась новая экономическая категория - национальные информационные ресурсы. Истощение природных ресурсов привело использованию воспроизводимых ресурсов, основанных на применении научного знания.

В настоящее время существует такой тезис: «Информация - это единственный неубывающий ресурс общества».

Если в индустриальном обществе стратегическим ресурсом был капитал, то в информационном - информация, знание, творчество. Стратегическим ресурсом становится творческий потенциал людей, занятых в производственном процессе, наравне с материалами, энергией, капиталом.

Как всякие ресурсы, информационные ресурсы необходимо планировать, организовывать, координировать, мотивировать их использование, учитывать, контролировать, анализировать, регулировать ход информационного процесса на всех уровнях управления (страны, отрасли, организации, подразделения организации).