ТЕМА 14

План

ТЕМА 13

Политико-правовая идеология России в первой половине ХIХ века

1.Политико-правовые идеи М.М. Сперанского и Н.М.Карамзина.

2.Политические и правовые идеи декабристов.

3. Славянофилы и западники.

 

 

Политико-правовые идеи М.М.Сперанского и Н.М.Карамзина

Первая половина ХIХ века – период господства самодержавно-крепостнического строя. Крепостное право резко затрудняло развития страны. Россия сильно отставала от передовых государств, строивших гражданское общество. В стране растут непримиримые социальные противоречия.

Александр I, вступивший на престол в результате убийства Павла I, отменил Указы Павла о запрете выезжать за границу, выписывать иностранные газеты и журналы, иметь частные типографии, открыл университеты в Дерпте, Казани, Харькове, Вильно. «Дней Александровых прекрасное начало», - так назвал Пушкин первые годы царствования Александра I. Видную роль в преобразовании этого периода сыграл Михаил Михайлович Сперанский (1772 – 1839 гг.), сын сельского священника, окончил Владимиро-Суздальскую духовную семинарию, Петербургскую духовную академию. Преподавал математику, физику, философию. Замеченный Александром I, был приближен к императорскому двору. С 1810 года был государственным секретарем. По заданию императора подготовил несколько проектов конституции Российской империи. По инициативе Сперанского был проведен ряд реформ в государственном аппарате, подготовлены проекты Уложения гражданских законов. Затем интриги, в результате он был уволен с поста государственного секретаря и выслан в начале в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Был губернатором Пензы, генерал-губернатором Сибири, активно боролся со взяточничеством и другими многочисленными злоупотреблениями чиновников. С 1812 года – член Государственного Совета по департаменту Законов. Николай I поручает ему составить свод Законов Российской империи. За 4 года было подготовлено 45-томное, а затем 15-томное издание, кодифицирующее основные Законы Российской империи, (за что Сперанский получил Андреевскую звезду).

Будучи человеком верующим, он воспринимает договорную концепцию государства как гипотезу – реализацию воли бога. Россия, по Сперанскому, прошла три ступени:

4. удельщина (Средние века);

5. абсолютная монархия (Новое время);

6. промышленное состояние (настоящее время).

Промышленное состояние нуждается в реформах: конституционном ограничении верховной власти, предоставлении политических и гражданских прав всем подданным (безопасность, сохранение собственности, обеспечение личных политических прав). На основе этой концепции Сперанский разрабатывает план политических и социальных преобразований.

В стране устанавливается режим конституционной монархии, подчиненной Закону. Законность обеспечивается разделением властей. Во главе исполнительной власти стоит монарх. Законодательная власть принадлежит двухпалатной Государственной Думе. Судебная власть включает суд присяжных, на местах – губернские, окружные и волостные суды. Верховный суд (члены суда – сенаторы) ведает уголовными делами. Высшая апелляционная инстанция – Сенат. Для согласования органов власти создается Государственный Совет, который обладает законодательной инициативой. Совет частично избирается, частично назначается царем, председательствует император. На местах: в губерниях, уездах, волостях избираются свои Думы. Управление осуществляют не философы (Платон), А Законы (Аристотель). Конституционная монархия опирается на квалифицированных чиновников. В их интересах принимаются два Закона (1809 г.): о придворных званиях и об экзаменах на чин. Дворянство имеет политические и гражданские права, владеет населенными землями. Среднее сословие имеет гражданские права, а политические, в зависимости от ценза. Народ не имеет политических прав, лишь общие гражданские права. Будучи противником крепостного права выступал за поэтапную его отмену.

Весной 1812 года интриги придворных привели к отставке и ссылке Сперанского. Немалую роль в этом сыграли «Записки о древней и новой России» писателя и историка Н.М. Карамзина.

Если чиновное дворянство было возмущено попытками Сперанского навести порядок в бюрократическом аппарате империи, особенно введение экзаменов для получения некоторых чинов, то основная масса дворянства протестовала против каких бы то ни было либеральных реформ. Это ярко выразил в «Записках о древней и новой России», автор «Истории и государства Российского», «Бедной Лизы» - Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826 гг.) – придворный историограф Александра I. Большое влияние на формирование взглядов Карамзина оказало русское масонство и политическая концепция просветителей. Политически-правовая концепция Карамзина получила в науке название охранительного либерализма. Наилучшая форма правления по Карамзину, - абсолютная монархия опирающаяся на законы. В обоснование он приводит доводы о недостаточной нравственности населения и политической грамотности на Руси, ссылается на географические факторы (обширность территории, численность) и на былое историческое величие. Правители, законодатели действуют по указанию истории и смотрят на ее листы как мореплаватели на чертежи морей. Предмет самодержавия – величайшее благо. Разделение властей недопустимо. Государь – законодатель, но исполнение законов обязательно для всех. Карамзин выступал в защиту привилегий дворянства как замкнутого сословия. Был противником отмены крепостного права, так как в этом случае крестьяне станут пить и злодействовать. Будучи противником теории естественного права, Карамзин считал, что «в государственном общежитии право естественное уступает гражданскому». Право, государство, сословный строй России он связывал с идеей самобытного народного духа. Высоко ценя Павла I, Карамзин, порицал его за искоренение древних навыков и введение иностранных обычаев: «Русская одежда, пища, борода не мешали заведению школ». Идя по пути просвещения, власть не должна навязывать народу чуждые ему законы и учреждения. Карамзин утверждал, что в России вообще неприменимо понятие прав гражданских: «У нас дворяне, купцы, мещане, земледельцы и прочие – все они имеют свои особенные права – общего нет, кроме названия русских».

Нравы и обычаи народов складывались веками, поэтому «для старого народа не надобно новых законов». Главной ошибкой законодателей Карамзин называл создание новых государственных учреждений – разных министерств, Государственного совета и т.д. Надо не перестраивать учреждения, писал Карамзин, а найти для управления Россией пятьдесят умных и добросовестных губернаторов. Для наведения порядка в правосудии монарх должен быть строг и смотреть за судьями. Государь сам есть живой закон. Главный мотив – страх. «Дворянство и духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми – Государь, единственный законодатель, единственный источник властей. Вот основание Российской монархии».

 

Политические и правовые идеи декабристов.

 

В декабре 1825 года произошло вооруженное выступление декабристов. Оно было подготовлено тайными обществами, которые преследовали следующие цели: отмена крепостного права, ликвидация самодержавия, создание представительных учреждений Республики или Конституционной монархии, отмена сословного строя, введение всеобщего равенства перед законом, равных для всех гражданских прав и свобод, упразднение дворянства, план «военной революции» как средство их достижения.

В Северном обществе программными документами были проекты Конституции Никиты Михайловича Муравьева (1796 – 1843 гг.). Наилучшей формой правления он считал конституционную монархию, где император был подотчетен Народному вече. Все жители государства по Конституции Муравьева имеют равные права. Крепостное право отменяется, крестьяне получают в свою собственность дворы, скот, орудия и по две десятины земли. Законодательная власть принадлежит Народному вече. Исполнительная – монарху. Государственное устройство – федерация 11 – 13 областей, где власть принадлежит областному управлению, решающему местные вопросы. В уездах создаются совестные суды. Путь преобразования – военно-революционный переворот, устанавливающий немедленно все политические и гражданские права. В Южном обществе программным документом была «Русская правда» Павла Ивановича Пестеля (1793 – 1826 гг.) – блестящего офицера полковника, участника войны 1812 года. Накануне Декабристского восстания был арестован по доносу, и в июле 1826 года вместе с другими руководителями восстания казнен. В своем проекте Конституции, названного «Русская правда» Пестель исходил из положения о естественном равенстве людей и их стремлении к общественной жизни. Государство – это приведенное в законный порядок общество. Государство существует при условии равновесия прав и обязанностей. Поэтому необходимы такие законы, которые удерживают это равновесие. Пестель различает законы духовные (из Библии), естественные (из природных требований и нужд жизни) и гражданские (издаются в соответствии с духовными и естественными законами, их цель – благоденствие). Обязательным условием гражданских законов, кроме их соответствия духовным и естественным, является приоритет естественных отношений. Право народа на революционное ниспровержение самодержавия Пестель обосновывает тем, что государственная организация России не служит всеобщему благоденствию, постоянно нарушает законы, наносит вред народу. Пестель предлагает отменить крепостное право и безвозмездно наделить крестьян землей, превратить всех в собственников.

В России президентская республика с разделением властей. Верховная законодательная власть принадлежит однопалатному Народному вече. Исполнительную власть осуществляет Державная дума. Блюстительную власть (надзор за Вече и Думой) реализует Верховный Собор.

Россия является федеративным государством и состоит из трех уделов и десяти областей. Все жители являются гражданами, сословия уничтожаются, устанавливается одна национальность (русская), национальное самоуправление предоставляется только Польше, столица переносится в Нижний Новгород или Владимир. Вводятся общедемократические права и свободы: равноправие, неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, создание партий запрещается.

Средство достижения – военно-революционный переворот, в результате которого ликвидируется монархия и производится физическое уничтожение царской семьи.

 

Славянофилы и Западники.

Разгром декабристов нанес тяжелый удар по передовой политической мысли в России. В стране усилилась цензура, все легальные общества были распущены. Государственной доктриной стала идея официальной народности, провозглашенная министром просвещения графом С.С. Уваровым: православие, самодержавие, народность.

Со взрывом бомбы можно сравнить выход «Философических писем» Петра Яковлевича Чаадаева (1794 – 1856 гг.) – гвардейского офицера в отставке. Чаадаев утверждал, что русская история пуста и оторвана от других народов. Россия не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку, она как бы вне времени. Причину всех бед он видел в православии, зовущем к смирению, покорности, аскетизму и отрешению от мира. Тогда как католицизм зовет к борьбе за истину. В результате страны Запада нашли свободу и благосостояние.

В России же все по иному. «В самом начале у нас дикое варварство, потом грубое суеверие, затем жестокое, унизительное владычество завоевателей, владычество, следы которого в нашем образе жизни не изменились совсем и поныне». Крепостничество он называл рабством. Письмо Чаадаева потрясло всю Россию, Герцен назвал его выстрелом, раздавшимся в темную ночь. Николай I объявил его сумасшедшим. Отвергая попытку одного из вельмож заступиться за Чаадаева, шеф жандармов Бенкендорф писал: «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более, чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может представить себе самое смелое воображение; вот, мой друг, точка зрения, с которой русская история должна быть рассматриваема и писана».

Идеологи официальной народности называли Чаадаева преступником, предлагали выдать его православной церкви для смирения одиночеством, постом и молитвой. Это подтолкнуло к обсуждению перспектив развития России и породило два идейных направления в среде столичной интеллигенции – Западников и Славянофилов.

Славянофилы: А.С. Хомяков, братья И.В и П.В. Кириевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев объединились вокруг журналов «Русская беседа» и «Москвитянин». Они обосновали самобытный путь развития России, отрицали необходимость заимствования государственных и правовых институтов, основанных на конституции, народном представительстве, борьбе политических партий. Самобытность они видели в духовности православия, самодержавии, соборности и в общине. Отрицательно относясь к Петровским реформам, они абсолютизировали допетровскую Русь. Выступая против крепостничества, славянофилы считали, что именно Петром было введено фактическое рабство крестьян. До Петра I, утверждали они, Московская Русь была единой великой общиной, единением власти и земли. Петр разрушил это единство. Самодержавие – это внутренний, нравственный выбор народа. Народ не стремится к политической свободе, а ищет свободы нравственной, свободы духа. Самарин возражал против дарования народу конституции, так как она будет чужой, нерусской, антинародной (немецкой, французской, английской). Они считали, что в допетровские времена было единства власти и народа.

Славянофилы считали, что русскому духу противна всякая революция. Именно в крестьянской общине они видели проявление соборности, коллективизма, преграду частной собственности и «язвы проштарианства», разумный консерватизм против чужеземных теорий демократизма и социализма. Выступая за смену крепостного права, они предлагали наделить крестьян землей, сохранив общину как залог тишины и безопасности правительства. Славянофилам была присуща идея панславизма и мессианской роли России, русский народ – народ богоносец, который избавит другие народы от «скверны капитализма». Критика бюрократии, защита свободы мнения и свободы слова стали причиной преследования славянофилов правительством. Западники Герцен, Бакунин, Огарев взяли у славянофилов идею крестьянской общины.

Западники – К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.Я. Чаадаев, Т.Н. Грановский. В странах Западной Европы происходит осуществление идей закона, порядка, долга, справедливости. России суждено пройти единый с западной Европой путь. Изоляция России от Запада ошибочна. Западники критиковали существующий политический строй, крепостное право и настаивали на реформах по западному образцу, за конституционную монархию, парламентский строй, введение гражданских свобод. Россия отстала от Запада и должна заимствовать достижения цивилизации. Реформы Петра I – позитивные, в сторону Европы. Путь России – единение России и Европы, так как Европа – наследник, блюститель и хранитель всех предшествующих цивилизаций. Цари своим произволом нарушили естественный ход исторических событий. Россия – это составная часть всемирной истории. Основу западничества составляли идеи абсолютной ценности личности и равенства всех людей, существовании неотчуждаемых прав личности на жизнь, свободу, собственность, верховенство закона, защищенности частной жизни, происхождение государства на основе общего согласия с целью защиты прав и свобод.

Западники заложили основы российского либерализма. И западники, и славянофилы были патриотами своего народа и отечества. Они осуждали крепостное право и судебно-административный произвол. Критикуя общественное устройство они выступали за реформы.

 

Политико-правовые учения в США в ХVIII-ХIХ вв.

Как самостоятельное государство США возникли в результате освободительной борьбы 1775 –1783 гг. английских колонистов против метрополии. Решающее влияние на политически-правовую мысль оказала естественно-правовая теория Гоббса, Локка, Вольтера, Монтескье, Руссо. Наиболее крупными представителями политической и правовой идеологии США этого периода были активные участники освободительного движения в колониях и Войны за независимость Томас Пейн, Томас Джефферсон и Александр Гамильтон.

Виднейшим представителем демократического, гуманистического течения, автором великого революционного документа «Декларации независимости США» был Томас Джефферсон (1743 – 1826 гг.),ставший после образования США их третьим президентом. Джефферсон выступал против всяких форм феодально-монархических структур власти, привилегий. Выступая с позиций теории общественного договора и естественных, неотчуждаемых прав человека, он отстаивал принцип народного суверенитета, впервые в мире законодательно закрепленный в Декларации. Согласно ему, источник закона – народовластие, воля народа, который вправе контролировать власть. А в случае узурпации власти, установления тирании, силой свергать антинародную власть, т.е. он обосновывает право на революцию. Джефферсон разрабатывал идею равенства граждан в политических и избирательных правах. Он критиковал капитализм, ведущий к разорению и обнищанию широких слоев населения. Причиной бедствий Джефферсон считал развитие крупного капиталистического производства и идеализировал мелкое фермерское хозяйство.

Проблема прав личности и демократической организации власти являлся одной из основных в политической доктрине Джефферсона. Так естественное право провозглашается выше законов государственной власти. В «Декларации» Джефферсон пишет: «…Все люди сотворены равными,…они наделены своим Творцом некоторыми необъемлемыми правами, в числе которых жизнь, свобода и стремление к счастью». В числе названных в «Декларации независимости» неотъемлемых прав нет права собственности, так как Джефферсон, под влиянием Пейна, считал право собственности приобретенным правом не относящимся к неотъемлемым правам человека.

Провозглашая приоритет прав гражданина и противопоставляя права личности полномочиям правительства, Джефферсон, выдвигает принцип конституционного ограничения функций верховной государственной власти. Джефферсон подверг критике Конституцию США 1787 г., преимущественно по его инициативе принимаются 10 дополнений к тексту Конституции, которые вступили в силу в 1791 г. и провозгласили отдельные права и свободы граждан (право на свободу слова, печати и др.). политическим идеалом Джефферсона была демократическая республика.

Томас Пейн (1737 – 1809 гг.) – буржуазной революционный демократ. Представитель леворадикального течения. Его политико-философский очерк «Права человека» по сей день пользуется огромной популярностью.

Войну североамериканских колоний Англии за независимость он считал войной революционной, достойной и благородной. Борьба за независимость – неотчуждаемое, естественное право каждого народа. К естественным правам он относит свободу слова, печати, совести, счастье, равенство и т.д. На основе естественных прав создается гражданское право, которое не должно противоречить прирожденным правам. Отсюда источником власти является народ, и поэтому образование законодательной власти - неотъемлемая, естественное право самого народа. Провозглашая принцип суверенитета народа, он требовал формирования правительства и суда соответственно воле народа. Пейн отдавал предпочтение демократической республике со всеобщим избирательным правом, светскому федеративному государству. Он проводит различия между обществом и государством. Общество в любом своем состоянии – благо, а правительство, даже самое лучшее – это необходимое зло. Если бы люди не имели пороков и строили свои взаимоотношения на принципах справедливости, то правительства были бы не нужны. Назначением и целью правительства является обеспечение безопасности и свободы. Наилучшим правительством, лучшей формой правления, Пейн признавал ту, которая обеспечивает безопасность и свободу.

Пейн рассматривал революцию, в том числе американскую, как неизбежную, закономерную борьбу за справедливость. Монархи и тираны – это источник войн, порабощения человека.

Представителем федералистов был АлександрГамильтон (1757 – 1804 гг.) – известный политический деятель, законодатель, автор глубоких разработок в области конституционной теории, защитник сильной централизованной власти федерального правительства. Он считал, что федеративное устройство преодолевает слабость конфедеративной организации США. Только сильная центральная власть способна создать прочное авторитетное государство и не допустить развития демократического движения обездоленных масс. Федерация, как утверждает Гамильтон, будет барьером внутренним раздорам и народным восстаниям. Гамильтон был сторонником верховенства власти народа, создания системы сдержек и противовесов в сфере власти для обуздания неистребимого эгоизма людей, которых нужно заставлять сотрудничать ради общего блага. Народ – это всего лишь огромный зверь, с которым мудрому правителю следует считаться в той мере, в какой раздоры и недовольства могут угрожать его власти. Федералисты представляли интересы крупной торговой и промышленной буржуазии и плантаторов. Однако логика освободительной борьбы колоний, вынудило Гамильтона признать возможность республиканского строя. Но обязательным условием этого он считал создание сильной президентской власти, где президент избирается пожизненно и обладает широкими полномочиями. Парламент мыслится им как двухпалатный, создаваемый на основе избирательного права с высоким имущественным цензом. Только богатые люди способны обеспечить стабильность политического строя. Активное участие народа в государственных делах неизбежно приведет к ошибкам и ослабит государство.