ТЕМА 11

План

1. Естественно-правовые теории в Германии.

2. Правовая теория Беккариа.

 

Естественно-правовые теории в Германии

Особенностью немецкого Просвещения является слабость германской буржуазии и её прямая зависимость от княжеских дворов, склонность к соглашениям с властями, уход в сферы философских умозрений. Немецкие просветители рвут с религиозным мировоззрением, противопоставления ему разумное начало. Политико-правовой науки это нашло выражение в учениях С. Пуфендорфа, Х. Томазия и Х. Вольфа. В учении Самуила Пуфендорфа (1632 – 1694 гг.) обосновывается представление о естественном состоянии. Естественное состояние – это свобода и независимость людей. Человеческая природа – противоречива и эгоистична. Так как нет гарантий естественных прав, то люди объединяются для «пользы и безопасности». Так, в результате деятельности людей возникло государство. В основе появления государства лежат два договора, один – между людьми об объединении и выборе формы правления, другой – между людьми и избранным ими правителем о взаимных обязанностях, когда подданные подчиняются, а правитель заботится. У народа сохраняются некоторые естественные права: свобода совести, убеждений, но право на неповиновение отбирается. Государство получает право наказывать во имя всеобщего блага. Лучшая форма правления – абсолютная монархия. Неограниченная власть монарха – обеспечит общественный порядок и безопасность. В результате договора между господами и теми, кто не имел работы, возникло крестьянство.

Последователь Пуфендорфа – профессор Христиан Томазий (1655 – 1728 гг.) – ректор университета в Галле, автор почти пятидесяти научных работ, первым в Германии начавший читать лекции по естественному праву не на латыни, а на немецком языке. Он продолжил намеченную Пуфендорфом линию на освобождение государственно-правовой науки от господства теологии. Человек – это существо общежительное, утверждал Томазий, и природа его состоит в том, чтобы стремиться к личному благу, жить в мирном общении с другими. Но человеку свойственно корыстолюбие и честолюбие. Основа естественного права – мораль, которая предписывает делать то, что соответствует разумной природе людей. Но требования морали не подкреплены принуждением. А так как люди делятся на мудрых и глупых, то для первых – нужен совет, а для вторых – принуждение, принудительная власть, которая осуществляется государством, созданным людьми, а не богом.

Государство у Томазия – «естественное общество, которое заключает в себе верховную власть ради довольства всех и гражданского благополучия». Государство, как и у Пуфендорфа, у Томазия, образуется двумя общественными договорами. Власть правителя – направлена на сохранение общественного мира. Право создается и защищается людьми, его действие подкреплено принуждением. Сфера действия права не распространяется на духовную свободу и убеждения. «Не может быть хорошим политиком тот, кто не является на деле настоящей нравственной личностью», - писал Томазий. Монархия – лучшая форма государства, но если монарх нарушает договор, то народ может протестовать. Понимая, что причиной раздоров в обществе является частная собственность, путь к их устранению, Томазий видит в создании государства «с общностью имущества». Для этого необходимо длительное духовное воспитание людей. Томазий осуждал практику полицейского государства, вмешивающегося в личную жизнь подданных, проводившего судебные процессы над колдунами и применяющее пытки. Поэтому – по его мнению, иноверцы и инакомыслящие не должны подвергаться уголовному преследованию, еретиков надо просто выслать из государства.

Позицию оправдания полицейского государства под вывеской просвещенного абсолютизма, занимал Христиан Вольф (1679 – 1754 гг.). Основа учения Вольфа – тезис о влечении человека к счастью. Бог вдохнул в души тягу к совершенствованию. Она заставляет делать добро, избегать зла. Соблюдать эти обязанности – естественный закон поведения людей. В этом их право. Т.е. право вытекает из нравственности и, следовательно, требует от каждого быть нравственным. От природы все люди равны и свободны. Обязанность совершенствования порождает права, в том числе право на труд – без него нет совершенствования. Так как семья такие условия не создает, то семьи объединяются, так возникает государство, цель которого – общее благосостояние и общая безопасность, обеспечивающие совершенствование людей. Народ передал власть правительству. Лучшая форма государства – монархия. Монарх – представитель народа. С образованием государства народ ограничил свою свободу и природное равенство ради совершенствования. Так же и отдельный человек может ограничить свою свободу, став рабом. Отсюда возникает власть господ над крепостными. Законы государства – это практическая реализация естественного закона. Они дают свободу для исполнения нравственных обязанностей. Право – это свобода действий для исполнения обязанностей. Рамки свободы определяет монарх, обладая при этом полным суверенитетом пользоваться всей властью, в том числе в духовной сфере (религии, науке, искусстве, образовании) и т.д. Он должен быть просвещенным, добродетельным, любить народ, заботиться о нем, знать науку управления и т.д. Повиновение подданных безусловно, но при покушении власти на естественные законы они имеют право на сопротивление.

Это были абстрактные теоретические конструкции, не имевшие шансов на реализацию. Это была попытка рационалистического обоснования существующего режима.

Правовая теория Чезаре Беккариа

На рубеже XVIII в. двухвековой социальный застой в Италии уступает место активизации экономической жизни и общественной мысли. Однако неокрепшая итальянская буржуазия нередко шла на компромиссы с феодально-клерикальными кругами. Эту двойственную позицию занимали итальянские просветители, родоначальник классической школы в науке уголовного права, Чазаре Беккариа (1738 – 1794 гг.), автор знаменитого трактата «О преступлениях и наказаниях», проникнутого свободолюбием, гуманизмом, верой в человеческий разум и законность.

Беккариа родился в Милане, находившемся под властью Австрии. Он окончил иезуитскую школу. Его основная работа «О преступлениях и наказаниях» была опубликована тайно в 1764 г. и вызвала как ожесточенные нападки церкви, так и признание просвещенных людей своего времени, в том числе императрицы Марии-Терезии, претендовавшей на «просвещенный абсолютизм». Она покровительствовала Беккариа, предоставив ему кафедру в Милане, а затем ряд государственных должностей. Его трактовка естественного состояния сходна с трактовкой Гоббса. В естественном состоянии люди жили в одиночку. Постоянные столкновения между ними делали их естественную свободу необеспеченной и бесполезной: для общего блага люди объединялись и пожертвовали частью своей свободы во имя безопасности. Из пожертвованной части свободы и образовалась по общественному договору верховная власть государства. Хранителем ее стал суверен, как представитель всего общества. Он должен обеспечить общее благо – безопасность и справедливость.

Беккариа различает справедливость божественную, естественную и человеческую. Первые две - основаны на божественных и естественных законах. Человеческая – базируется на общественном договоре, устанавливающем пределы власти государства. Она изменчива, критерий ее – общее благо. Поэтому основанные на ней законы государства должны обеспечивать большее счастье для большего числа лиц. Но невежественные представления о справедливости привели к тому, что законы государства являются оружием в руках незначительного меньшинства. Они несправедливы, закрепляют сословное неравенство перед уголовным законом, право сильного, произвол и насилие. Беккариа резко критиковал современную ему юриспруденцию, опирающуюся на изречения римских и средневековых юристов, а уголовное право – на вековые предрассудки. Существующие законы, писал он: «служат только для прикрытия насилия», помогают приносить народ «в жертву ненасытному идолу деспотизма». Причину этого, Беккариа видел в частной собственности, дающим одним власть и благополучие, а другим – нищету и бесправие. Право собственности - «ужасное и, может быть, не необходимое право». Но дальше этой констатации Беккариа не идет. Он не выступал за радикальное переустройство общества, за уничтожение частной собственности. Все надежды он связывал с просвещенным монархом и его справедливыми и мудрыми законами, перед которыми будут все равны. Развивая идею законности, он утверждал, что свобода гражданина – делать все, что не противоречит законам, что сами власти должны строго соблюдать законы. Без этого не может существовать «законное общество». Поэтому посягательство на безопасность и свободу граждан является одним из тяжких преступлений. Только законы могут устанавливать наказания. И право на их издание, принадлежит только суверену, как представителю всего общества. Однако суверен судить не может, это задача суда, исходящего из законов и установленных фактов. Причина преступности, в социальных условиях, нищете людей и столкновении их интересов, порождаемых человеческими страстями.

Нужно отличать преступления действительные от мнимых и произвольных, и цель наказания – предупреждение новых преступлений и исправление преступников. Для этого наказание должно быть публичным, наименьшим из возможных, соразмерным преступлению и установленным в законе. Беккариа протестовал против пыток, мучительных наказаний и призывал к ограничению применения смертной казни. Он отстаивал равенство всех перед законом и возможность наказания только за те деяния, которые определены судом как преступные. Его идеи нашли отражение во французской Декларации прав человека и гражданина к. XVIII в., в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве Франции нач. XIX в. Смертную казнь Беккариа допускал только в чрезвычайных обстоятельствах, когда необходимо сохранение существующего правления или когда нация борется за свободу. Во всех остальных случаях – она несправедлива и неоправданна. Угроза смертной казни не останавливает преступника и более эффективно пожизненное лишение свободы. Смертная казнь неоправданна с точки зрения естественного права, так как недопустимо, чтобы человек желал лишить себя жизни, и, следовательно, он не мог предоставить это право другим. Смертная казнь – «война нации с гражданином», т.е. возврат в естественное состояние. Она неоправданна и с моральной точки зрения, так как вызывает в народе ожесточенность и безнравственность. Неоправданна она и юридической точки зрения, так как применение ее может быть результатом ошибки судей, которая становится непоправимой.

Идеи Беккариа были восприняты в уголовно-правовой науке: равенство перед законом, «нет преступления – нет наказания без указания в том в законе», соответствия тяжести наказания тяжести совершенного преступления.

Екатерина II приглашала Бекариа в Россию, но он отказался. Однако в ее известном «Наказе» Комиссии по составлению нового уложения, примерно половина статей по уголовному праву заимствованы у него, а вся X глава «Об образовании криминального суда» - перевод из Беккариа.

 

Политические и правовые учения в России XVIII в.