Субъективный идеализм Фихте

Иоганн Готлиб Фихте(1762 – 1814).Свою философию он назвал «учением о науке», или «Наукоучением», который и является его основным философским трудом (1794). Главное положение его философии – «Я есть», которое полагает самое себя, оно первоначально. То есть, «Я» полагает первоначально свое собственное бытие как абсолютный субъект, наделенный активной бесконечной деятельностью и творящий мир. Отбросив кантовскую концепцию «вещи в себе», Фихте пытается вывести все разнообразие форм познания из одного – субъективно-идеалистического начала. Из этого общего мистического исходного «Я» Фихте выводит отдельное «Я», под которым он понимает уже не абсолютный, а ограниченный человеческий субъект, или эмпирическое «Я», которому противостоит – тоже эмпирическая – природа. Между «Я» как индивидуумом и «Я» как самосознанием есть различие. Первое сложилось под влиянием определенных внешних причин, второе – есть самосознание, духовность. Самосознание полностью определяется глубинными внутренними причинами души, его не могут выполнить другие за тебя. Поэтому Фихте призывает: «Воздвигни свое Я, сознай самого себя, пожелай стать самостоятельным». Во всяком действии, помимо носителя, есть и предмет, противоположный ему. И, так как, «Я» полагается первоначально внешними причинами, следовательно, противополагать можно только этому «Я». Отсюда формула Фихте: «Я полагает не-Я». Не-Я не существует без Я, объект может полагаться только при наличии субъекта, то есть сознание противополагает его себе, и отличает от себя. Без «Я» нет и «не-Я». Он считает, что без чувственности нет и чувственного мира. Без зрения и слуха нет видимого и слышимого мира. Следовательно, без самосознания, или «Я» не существует и мира как «не-Я». Следующий шаг – вторая формула наукоучения: «Я полагает себя и свою противоположность», как следствие синтеза первой и второй формул. Возникшее при этом противоречие Фихте решает через категорию взаимоопределения, используя методы «полагания», «противополагания» и «синтезирования». Я определяет «не-Я», и «не-Я» определяет «Я». В первом случае оно деятельно, оно практическое. Во втором случае, оно представляющее, или теоретическое. Поэтому, «Наукоучение» у Фихте состоит из практического и теоретического аспекта. На его основе он развивает систему категорий бытия и мышления – как теоретических, так и практических. Метод Фихте, в котором развиты некоторые черты идеалистической диалектики, называется «антитетическим», т. к. антитезис, собственно, не выводится у Фихте из тезиса, а ставится рядом с ним как его противоположность. Органом разумного познания Фихте признавал непосредственное созерцание истины умом, т. е. «интеллектуальную интуицию». И хотя субъективный идеализм является основой его философии, в последнее время налицо тенденция усиления его внимания к объективному идеализму. В этике центральным вопросом для Фихте стал вопрос о свободе, интерес которому был обострен событиями фр. буржуазной революции. Подобно Спинозе, Фихте видит в свободе не беспричинный акт, а действие, основанное на познании непреложной необходимости. Но у него степень свободы зависит не от индивидуальной мудрости, а от исторической эпохи, которому принадлежит индивид. Будучи не в силах преодолеть иллюзии, порожденные отсталостью Германии, Фихте разрабатывает утопический проект «замкнутого торгового государства», с чертой националистической нем. исключительности.