Микеланджело Буонаротти

 

 

Великим представителем, символом культуры Возрождения был другой итальянец - Микеланджело Буонаротти, скульптор, живописец, архитектор, создатель знаменитой статуи Давида, скульптурных групп «Пьета» («Оплакивание»), «Мадонна Питти», скульптурных фигур «Утро», «Вечер», «День», «Ночь», выполненных для гробниц в капелле Медичи. Микеланджело расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца. Одной из самых впечатляющих фресок является сцена Страшного суда.

В своем творчестве он последовательно отстаивал веру в безграничные возможности человека, в силу его воли и разума. Именно ему принадлежит создание ярчайшего символа эпохи - замечательной скульптуры «Давид» (1501 – 1504)

Статуя Микеланджело «Давид»

Во Флоренции (Италия) под открытым небом уже несколько веков стоит статуя Микеланджело «Давид», которую воспринимают как олицетворение безграничной мощи свободного человека и его способности преодолевать любые преграды.

Статуя достигает 5.5 метров высоты.

У Микеланджело Давид - прекрасный юноша, обнаженный подоб­но античным статуям. Он стоит, твердо опираясь на правую ногу, слегка отставив левую. Расслабив тренированные мускулы, Давид готов через мгновение напрячь их, взмахнуть пращой, зажатой в левой руке.

Могучая голова с вьющимися волосами повернута влево, в сторо­ну противника. Брови его сдвинуты, около носа и углов рта залегли складки. Широко раскрытые глаза зорко следят за противником. Герой готов нанести удар врагу.

Непреклонная воля чувствуется в этом юном прекрасном лице. В то же время оно не по-юношески гордое, властное и даже грозное. Вся меняющаяся гамма чувств тонко передана мастером.

Состояние покоя перед решающим усилием подчеркивает сво­бодно опущенная вдоль правого бедра рука Давида и настороженно приподнятая к плечу левая. При кажущемся спокойствии зрителя не оставляет ощущение, что это штиль перед бурей.

 

16 мая 1504 года скульптура была установлена на месте, которое выбрал для нее Микеланджело во Флоренции на площади у дворца Синьории. День установки Давида стал нацио­нальным праздником флорентийцев.

В 1876 году пострадавшую от времени и непогоды статую перенес­ли в специально построенный для нее зал музея. Однако в стенах музея Давид не производил былого впечатления. Пострадала и пло­щадь, лишившаяся статуи. Все это побудило флорентийцев сделать вторую копию Давида, теперь уже из белого мрамора. В начале XX века эту статую поставили на старом месте, у входа в бывший дворец правительства Флорентийской республики

 

Мировую известность художнику принесли росписи свода Сикс­тинской капеллы в Риме.Микеланджело долго не соглашался, считая себя прежде всего скульптором, а не живописцем. Но Папа Римский Юлий II настаивал, и великому мастеру пришлось уступить. Ему пред­стояло расписать площадь в 600(!) м2. Отказавшись от помощи учени­ков, Микеланджело все делал сам. Работа растянулась на долгие четы­ре года и потребовала от художника большого напряжения физиче­ских и духовных сил. День за днем, ночь за ночью он проводил в ка­пелле, сутками не спускаясь с лесов. Это был невыносимо тяжелый, поистине титанический труд художника.

По замыслу автора свод должны были украсить эпизоды сотворения мира и человека от первых дней творения до грехопадения, Всемирного потопа и истории Ноя. Получив одобрение Папы Римского, Микеланджело приступил к работе... Так появились замечательные фрески «Отделение света от тьмы», «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание из рая», «Потоп» и др.

В 1536—1541 гг. Микеланджело продолжил работу в Сикстинской капелле, украсив ее алтарную стену фреской «Страшный суд», ставшей апофеозом страдания и гнева. Вновь здесь выросли леса, и на них появилась фигура художника, с утра и до последнего луча солнца наносившего мазки на свежую штукатурку. Как ему хотелось передать в красках человеческие чувства и страсти: надежду, отчаяние, измену и предательство, бессильный гнев и нестерпимую физическую боль, ужас и умиление, радость и восхищение...

В центре обширной композиции он изобразил мощную фигуру Христа, карающего людей за совершенные грехи. Поднятой правой рукой он обрушивает вниз фигуры грешников, пытающихся под­няться вверх. Левой — притягивает к себе избранных, стоящих спра­ва от него. Ужас всемирной катастрофы и возмездия за грехи челове­ческие художественно представлен в сложных сплетениях тел, разно­образии поз и ракурсов, усилен богатством колорита, контрастами света и тени.

Потрясенные зрители испытывали смятение и ужас, им мерещи­лись крики и стоны несчастных, напрасно молящих о помощи. Вни­зу картины они видели лодку Харона — перевозчика душ грешников. Его глаза, как раскаленные угли, горят адским пламенем. Ударом весла он безжалостно подгоняет тех, кто упирается или замешкался в растерянности. У зияющей бездны — входа в чистилище — несколько демонов нетерпеливо ожидают новую партию грешников. В общей композиции зрители различали души воскресших к новой жизни. Среди них блаженные, святые апостолы, пророки и мученики. Одни из них показывают раны на теле - зримые свидетельства земных страданий. Другие смиренно ожидают своей участи. Над душами тех, кого ожидает спасение, витают ангелы.

 

Долгий и трудный путь на земле Микеланджело закончил созданием вознесшегося к небесам купола собора Святого Петра в Риме. В городе, некогда поразившем его творческое вдохновение, ему суждено будет оставить вечную память о себе. При жизни мастера были завершены алтарные стены и пилоны, начал возводиться купол. Микеланджело не суждено было увидеть свою работу завершенной, но замысел архитектора был воплощен по его проектам и чертежам уже после смерти.

Умирая, Микеланджело оставил краткое завещание: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным». В своей жизни он сделал гораздо больше: он подарил человечеству свои бессмертные творения, снискав в веках славу Гения.