Исторические концепции А.Сен-Симона и Ш.Фурье, Р.Оуэна.

Социалисты-рикардианцы.

План

Экономические учения западноевропейских социалистов-утопистов

1. Исторические условия возникновения утопического социализма в Западной Европе (начало ХІХ ст.) и его общая характеристика.

Эпохой раннего социализма принято считать первую треть ХІХ столетия. Именно в это время сформировалось несколько направлений социалистической мысли. Они различались представлениями о будущем идеальном обществе, но их объединяло критическое отношение к капиталистической системе хозяйствования.

Утопические идеи - это воплощение мечты о справедливом обществе. Они не основываются на познании экономической действительности, а рисуют умозрительную модель такого “справедливого” общества будущего. История экономической мысли была бы неполной без рассмотрения истории утопий.

Утопические идеи имеют тысячелетнюю историю. В достаточно выразительной форме они представлены в религиозных учениях, изложенных Платоном в «Политике» и «Законах», где он описывает модель идеального государства, построенного на общественном интересе и равенстве.

Одним из самых выдающихся представителей утопического социализма был Томас Мор (1478-1532), выдающийся мыслитель-гуманист, политический деятель Англии. В 1516 г. Мор опубликовал свою знаменитую книгу «Утопия», где выступил как один с первых критиков капитализма. Ему принадлежит модель справедливого общества, построенного на общественной собственности, уравнительном распределении благ по разумным потребностям, планово-организованном и обязательном для всех граждан труде, общественном контроле, равенстве.

Ранние идеи утопического социализма разделял итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639), один из лидеров борьбы за освобождение Италии от гнета Испанской монархии. Знаменитое произведение мыслителя – «Город Солнца» (1623), где предлагается проект идеального утопического государства, во главе которого он видит общенародную собственность на имущество и хозяйство натурально типа. Но ни Т. Мор, ни Т. Кампанелла не ставили себе задачу найти путь к построению идеального общества.

Одна из социалистических экономических концепций выросла из учения Рикардо. К этому направлению социалистов относят англичан Уильяма Томпсона (1785-1833), Томаса Годскина (1787-1869), Джона Грея (1798-1850) и Джона Френсиса Брея (1809-1895). Начальным пунктом для социалистов-рикардианцев была трудовая теория стоимости. Социалистическое общество рикардианцы изображают как общество коллективной трудовой собственности при сохранении рыночных отношений.

Вторая ветвь социалистических учений связана с именем французского мыслителя Анри де Сен-Симона (1760-1825). Для его концепции характерен последовательный историзм. Он считал, что на смену существующим порядкам неминуемо придет новый строй. Сен-Симон называет его индустриализмом, ибо во главе будет большая индустрия. Самые важные труды Сен-Симона – «О промышленной системе», «О старой и новой политической системе», «Катехизис промышленников», «Новое христианство», которые были написаны в 1813-1825 гг. Теоретические подходы Сен-Симона к анализу общества базировались на историческом методе.

Духом историзма пронизано и учение второго французского социалиста - Шарля Фурье (1772-1837). Для Фурье очевидна связь исторических эпох с фазами развития производства. Будущее общество Фурье представляет себе как ряд самоуправляемых небольших общин (до 2 тыс. человек), которые он называет фалангами. Решающую роль в фаланге играет земледелие, промышленность же служит ее дополнением. Нужные для организации фаланг средства должны дать капиталисты, которые, входя в число членов фаланги, одновременно станут ее пайщиками.Будущее общество пройдет в своем развитии три ступени, которые Фурье называет гарантизмом, или полуассоциацией, социантизмом, или простой ассоциацией и гармонизмом, или сложной ассоциацией.

Основной труд Ш.Фурье – «Теория четырех движений и общих судеб» (1808), а также такие работы как «Трактат о домашней и земледельческой ассоциации» (1828), «Новый промышленный и общественный мир» (1828) и прочие. Основным содержанием его трудов является идея социальной гармонии, которая возможна лишь в обществе, построенном на основах справедливости и равенства.

Выдающимся представителем раннего социализма в Англии был Роберт Оуэн(1771-1858). Он, равно как и социалисты-рикардианцы, опирался на трудовую теорию стоимости, но, в отличие от них, считал, что в существующем обществе эта теория не реализуется, закон стоимости не действует. Ценность при капитализме измеряется не трудом, а деньгами.

В отличие от Фурье и Сен-Симона, Оуэн - принципиальный противник частной собственности. В основу нового общества, считает Оуен, нужно положить общий труд, общую собственность, равенство в правах и обязанностях. Оуэн называл экономический строй, который пропагандировал, социализмом. Основные труды Оуэна: «О формировании человеческого характера» (1813), «Доклад графству Ленарк» (1820), «Замечание о влиянии промышленной системы» (1815), «Изложение рациональной системы общества» (1830) и прочие. Р.Оуэн был одновременно и теоретиком, и практиком. Он выступал за создание нового общества с помощью просветительства и законодательства.

Все без исключения социалисты-утописты не признавали ни равенства потребностей, ни равенства способностей, равно как экономисты-классики видели цель экономической организации общества в достижении максимума производства, но, в отличие от классиков, осуждали частную собственность и на этой почве создали теоретическую систему, которая содержит в себе почти все те идеи и формулировки, которые стали обязательными для поздних социалистических доктрин ХІХ-ХХ ст.