Стратегическое планирование развития фирмы

Стратегическое планирование

Планирование – это умение предвидеть цели предприятия (фирмы), результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.

Принципы планирования:

– принцип единства предполагает, что планирование в экономической организации должно иметь системный характер;

– принцип участия членов фирмы в процессе планирования;

– принцип непрерывности;

– принцип гибкости;

– принцип точности.

Планирование деятельности предприятия разделяют на два типа: стратегическое и оперативное. Стратегия фирмы – это совокупность ее главных целей и способов ее достижения.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринимаемых руководством предприятия, которые ведут к разработке специфических стратегий, направленных на достижение выбранных целей. Стратегическое планирование включает в себя такие функции как направление развития предприятия, постановку целей, т.е. процесс стратегического планирования охватывает рад последовательных этапов:

– разработка общих целей;

– составление стратегических планов и планов маркетинга;

– организация процесса претворения планов в жизнь;

– система контроля, включающая определение результатов;

– анализ результатов и проведение корректирующих действий.

Основными результатами стратегического планирования являются:

– формулировка целей и критериев эффективности их достижения;

– анализ и оценка внешней среды;

– генерация и анализ стратегических альтернатив достижения целей;

– выбор оптимальной стратегии и методов ее реализации.

Для стратегического планирования характерны следующие особенности:

– стратегическое планирование должно дополняться текущим;

– стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства фирмы;

– годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно и в тесной связи с разработкой тактического плана.

Суть стратегического планирования заключается в разработке и принятии перспективных решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), реализация которых обеспечит эффективность функционирования предприятия в долгосрочной перспективе, его быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. В процессе стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить свой бизнес, какие условия следует предпринимать для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать и т.д.

Стратегические планы составляются в основном на среднесрочный период, т.е. на три года. Долгосрочные стратегические планы имеют невысокую точность или достоверность, так как отражают укрупненную оценку целей и возможностей их достижения по причине отсутствия достаточно объективной информации.

Стратегические планы разрабатываются на основе действующей политики перспективного развития предприятия и являются основой и ограничением при разработке решений по реализации текущих задач.

Основное преимущество стратегического планирования состоит в большей степени обоснованности плановых показателей, в большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий.

Стратегические планы являются основой для планов маркетинга, перспективных и годовых планов. Стратегические планы позволяют выработать концепцию развития предприятия в определенных условиях, т.е. конкретное представление о том каким должно быть предприятие в будущем, какую стратеги выбрать на рынке, какие изменения в деятельности предприятия осуществить.