Стратегическое планирование развития фирмы
Стратегическое планирование
Планирование – это умение предвидеть цели предприятия (фирмы), результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.
Принципы планирования:
– принцип единства предполагает, что планирование в экономической организации должно иметь системный характер;
– принцип участия членов фирмы в процессе планирования;
– принцип непрерывности;
– принцип гибкости;
– принцип точности.
Планирование деятельности предприятия разделяют на два типа: стратегическое и оперативное. Стратегия фирмы – это совокупность ее главных целей и способов ее достижения.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринимаемых руководством предприятия, которые ведут к разработке специфических стратегий, направленных на достижение выбранных целей. Стратегическое планирование включает в себя такие функции как направление развития предприятия, постановку целей, т.е. процесс стратегического планирования охватывает рад последовательных этапов:
– разработка общих целей;
– составление стратегических планов и планов маркетинга;
– организация процесса претворения планов в жизнь;
– система контроля, включающая определение результатов;
– анализ результатов и проведение корректирующих действий.
Основными результатами стратегического планирования являются:
– формулировка целей и критериев эффективности их достижения;
– анализ и оценка внешней среды;
– генерация и анализ стратегических альтернатив достижения целей;
– выбор оптимальной стратегии и методов ее реализации.
Для стратегического планирования характерны следующие особенности:
– стратегическое планирование должно дополняться текущим;
– стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства фирмы;
– годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно и в тесной связи с разработкой тактического плана.
Суть стратегического планирования заключается в разработке и принятии перспективных решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), реализация которых обеспечит эффективность функционирования предприятия в долгосрочной перспективе, его быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. В процессе стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить свой бизнес, какие условия следует предпринимать для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать и т.д.
Стратегические планы составляются в основном на среднесрочный период, т.е. на три года. Долгосрочные стратегические планы имеют невысокую точность или достоверность, так как отражают укрупненную оценку целей и возможностей их достижения по причине отсутствия достаточно объективной информации.
Стратегические планы разрабатываются на основе действующей политики перспективного развития предприятия и являются основой и ограничением при разработке решений по реализации текущих задач.
Основное преимущество стратегического планирования состоит в большей степени обоснованности плановых показателей, в большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий.
Стратегические планы являются основой для планов маркетинга, перспективных и годовых планов. Стратегические планы позволяют выработать концепцию развития предприятия в определенных условиях, т.е. конкретное представление о том каким должно быть предприятие в будущем, какую стратеги выбрать на рынке, какие изменения в деятельности предприятия осуществить.