Экспрессионизм

Впервые слово «экспрессионизм» (от лат. — выражение) было употреблено применительно к творчеству Сезанна, Ван Гога и Матисса. Впоследствии оно стало обозначать немецкое художественное направление начала XX в., первыми представителями которого были члены групп «Мост» и «Синий всадник».

Некоторые полотна экспрессионистов выглядят почти реалистическими, радуют своими цветовыми сочетаниями (Ф. Марк «Синяя лошадь»; Э. Кирхнер «Девушка с подсолнухами»), другие — удивляют изломанными формами, выражающими разрушение, катастрофу и панику (Ф. Марк «Лань в цветнике», «Судьба животных», «Абстрактные формы»), третьи — будоражат изображением ужасов войны, нищих и калек (О.Дике «Продавец спичек», «Солдаты в газовой атаке», триптих «Война»; Г.Гросс «Столпы общества»).

Что же объединило таких разных художников? Все они объявили целью творчества воплощение своих острых, порой трагических душевных переживаний. По сравнению с представителями других направлений экспрессионисты смело, даже дерзко отражали в своих произведениях жизненные конфликты, но, к сожалению, не видели выхода из них. Экспрессионизм сохранял и развивал связи с предшествовавшей ему немецкой художественной культурой. На характер искусства экспрессионизма и мировоззрение художников этого направления наложили печать острые социально-политические конфликты, потрясавшие Германию, особенно Первая мировая война.

В зарубежной искусствоведческой литературе экспрессионизм часто рассматривается как направление, возникшее и оформившееся в процессе отрицания импрессионизма. Экспрессионизм действительно во многом противоположен импрессионизму. Однако эти направления противостоят друг другу не только и даже не столько из-за различия художественных приемов, сколько из-за особенностей мировоззренческого характера.

Экспрессионизм складывался не изолированно, а во взаимодействии с другими направлениями искусства XX в. По времени возникновения и по ряду применяемых художниками приемов он близок фовизму. Непосредственно связан он и с абстракционизмом, главным образом через деятельность В. Кандинского. В области художественных интересов, в частности это касается поисков средств передачи динамики, экспрессионизм граничит с футуризмом. Пользуясь художественными приемами, сходными с приемами других направлений, а порой даже заимствованными у них или у отдельных выдающихся художников, экспрессионисты приспосабливали эти приемы для своих целей, для реализации собственных задач.

Таким образом, позиции экспрессионизма были двойственными. С одной стороны, представители этого направления не отказывались полностью от контакта с действительностью: окружающий мир опосредованно влиял на их творчество, способствовал рождению субъективных чувств художника, выражаемых в его произведениях. С другой стороны, экспрессионисты все же отошли от прямого, адекватного отображения явлений объективной действительности, существующей вне личности самого художника. В результате творчество экспрессионистов хотя и не отрывалось полностью от реального мира, но все же приобретало субъективистский характер и в этом отношении шло в русле модернизма. Экспрессионизм занял в немецкой живописи первой трети XX в. значительное место.

Норвежский художник Эдвард Мунк (1863 — 1944) выразил отчаяние и страх, охватившие общество конца XIX в. В своем творчестве он предвосхитил многие идеи экспрессионизма. Мунк был духовным наставником представителей этого направления в искусстве.

В 1889 г. Мунк начал работать над так называемыми «Фризами жизни», основанными на записях из личного дневника. Самой известной и наиболее часто репродуцируемой картиной цикла стало полотно «Крик» (1893) (см. цв. вкл.), символизирующее одиночество человека и его страх перед жизнью. Замысел картины возник из чувства, пережитого Мунком во время одной из прогулок: «Солнце ушло прямо вниз — небеса стали красными, будто кровь. Я ощутил, как все вокруг меня исходит криком, пронизывающим природу». На картине изображен мост, который, расширяясь по диагонали, пересекает две нижние трети пространства. На фоне прямых линий моста выделяется кричащая фигура в темном, очерченная кривыми линиями. Эта фигура с прижатыми к голове ладонями и голым черепом напоминает призрачное видение. Светлая голова хорошо заметна на фоне мрачного пейзажа, занимающего пространство справа. Под полосой неба четко очерчены два холма и воды то ли озера, то ли залива. Большую часть картины занимают интенсивные теплые цвета — от желтого до красного, на оставшейся части синий и зеленый проработаны красными и желтыми штрихами. Яркие краски должны были бы передавать радостное настроение, но это не так. Контраст светлых и темных тонов, прямых и кривых линий создает ощущение дискомфорта. Кажется, что они подхватывают крик, чтобы передать его дальше. Фигуры двух уходящих пешеходов усиливают тревожное впечатление. Интересно отметить, что если рассмотреть только верхнюю часть холста, то пейзаж с двумя фигурами, спокойно прогуливающимися на берегу озера, чтобы насладиться красками заката, приобретает умиротворенное звучание. Другие знаменитые работы цикла «Фризы жизни» — «Страх» (1894), «Ревность» (1895) и «Отчаяние» (1898). На рубеже веков Мунк завершил «Фризы жизни» и впервые выставил их в 1902 г.

В конце 1890-х появились первые картины без ужаса и отчаяния, характерного для прежних работ Мунка. Так, на картине «Плодородие» (1898) изображены люди на фоне гармоничной природы. Большую часть времени Мунк проводил в Берлине, где стал популярным портретистом, превосходно передающим характер человека.

Немецкий художник и график Пауль Клее (1879 — 1940) разработал собственный художественный язык, посредством которого он хотел изобразить мир, лежащий по ту сторону действительности («Деревце в кустарнике», «Красные и белые купола», «Городская картина», «Полнолуние», «Город сновидений», «Черный князь», «Натюрморте цветком и окном» и др.). Клее — один из тех художников, которых трудно отнести к какому-либо определенному направлению или течению. Ближе всего он соприкасался с искусством экспрессионизма, но тяготел к абстракционизму, сюрреализму и другим новейшим течениям. В 1906 — 1920 гг. Клее входил в объединение «Синий всадник» и, как все его мастера, пережил длительное увлечение наивной живописью, в том числе детским рисунком. Художник изображал мир мечтаний и детских фантазий с помощью своеобразных символов.

Клее осуществлял интенсивные поиски оптимальных соотношений формы и цвета. Постепенно он нашел свой беспредметный стиль. До 1919г. он работал над структурными ландшафтами и картинами с загадочным содержанием. В работе «Сенекио» перед нами — схематизированное изображение человеческого лица, разделенного на цветные геометрические фигуры. Формы предельно обобщены: голова — круг, шея — прямоугольник, плечи — прямая линия. Будучи портретом комедианта Сенекио, картина может быть также истолкована как символ театра. С 1921 по 1931 г. Клее был одним из ведущих преподавателей в школе дизайна «Баухауз» и опубликовал много сочинений но теории искусства.

Клее разработал концепцию «архитектурного сплетения картины». Он создавал картины из переплетения линий, вставляя в них графические элементы (например, стрелки, как на картине «Точка поражения», 1922), из полос, зазоров и решеток (например, «Красное, желтое и синее в архитектуре картины», 1923; «Главные и окольные пути», 1929). Помимо этого, художник рисовал по-детски прелестные работы («Поющая машина», 1922; «Золотая рыбка», 1925; и др.). Клее применял различные виды художественных техник и материалов (акварель, масло, тушь). В некоторых случаях созданную картину он разрезал на части, из которых затем собирал новую, на манер коллажа. Клее был замечательным колористом и добивался в своих произведениях музыкальности цветовых созвучий.

Прекрасное, по мнению Клее, не заключается в вещи, предмете как таковом, оно есть лишь впечатление, побуждающее к формотворчеству. Художника интересовали внутренние законы вещей и их соотношение друг с другом. Он хотел найти универсальные шифры, с помощью которых можно было бы провести параллели с новыми мирами.

Последними работами Клее были так называемые «картины с поперечной штриховкой», которые по своему «стенографическому» исполнению ассоциируются с формами природы (например, «Смерть и огонь», 1940). Несмотря на свою неповторимость, Клее оказал серьезное влияние на дух европейского искусства последующих лет.