ИСКУССТВО

Семестр

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Музеи-памятники

• Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»

• Музей-памятник «Спас на Крови»

• Домик Петра I

Данный список не является окончательным. Вами могут быть предложены другие выставки для посещения и написания рецензии. Однако выбранное самостоятельно мероприятие должно быть согласовано в личном порядке или посредством электронной почты.

 

Задание на зачет: написание эссе по заданной теме с иллюстративным сопровождением в формате презентации (Microsoft Power Point 1997-2003)

 

Требования к зачетному заданию:

• написание текста по выбранной теме

• подготовка презентации с иллюстративным материалом

• наличие списка использованной литература

• Объем – не менее 15 000 знаков (6 страниц печатного текста)

• Шрифт- Times New Roman, кегль – 12, пробел - полуторный

 

№темы Всего ч. №лекции Тема лекции. Вопросы, отрабатываемые на лекции
  I. Искусство Древнего мира.
Введение в изучение искусства. Проблема возникновения искусства
      Искусство в системе культуры. Понятие художественного образа. Искусство как образное освоение действительности. Образ как итог художественного обобщения, знаковое и символическое в художественном образе. Общая характеристика изобразительных искусств. «Картина мира», создаваемая средствами пластических искусств. Специфика художественного языка архитектуры и других видов изобразительных искусств. Проблема возникновения искусства. Эволюция художественно-образного мышления.
Первобытное искусство.
      Искусство и первобытная магия. Синкретизм первобытного искусства. Искусство палеолита: Ориньяк-Солютерский период, эпоха Мадлен. Искусство Мезолита. Искусство Неолита. Переход от цивилизации охотников к земледельческой цивилизации. Трипольская культура. Эпоха бронзы. Рождение монументальной архитектуры. Основные типы
Искусство Древних цивилизаций Ближнего Востока (Египет и Месопотамия).
      Особенности миропонимания человека в цивилизациях Древнего Востока. Древневосточное искусство и религия. Канон в искусстве Древнего Востока, его место в художественном творчестве эпохи. Искусство Древнего Египта. Создание сакрального образа мира средствами архитектуры и изобразительного искусства. Культ фараона и его роль в создании монументального стиля египетского искусства. Пирамиды в Гизе. Храмовое строительство в Древнем Еишге. Художественное своеобразие древнеегипетской скульптуры и живописи. Специфика древнеегипетского канона. Синтез архитектуры и изобразительных искусств в Древнем Египте. Канон в искусстве Месопотамии. Шумеро-аккадская цивилизация. Старовавилонский период. Ассирийское царство. Нововавилонский период. Престижная протореклама в роли обозначения места индивида в социальной иерархии: сакральные символы, специальная одежда, украшения. Развитие демонстративной символизации в культуре. Церемониал, декорирование празднеств и интерьеров, декорирование главных действующих лиц. Знаки собственности. Авторские сигнатуры. Эмблемы ремесленников.
Искусство Древних цивилизаций Индии и Китая.
      Важнейшие изобразительные мотивы в Индии и Китае. Ранние образы буддизма в эпоху Маурьи. Индийский храм как образ мироздания. Создание сакрального образа мира средствами архитектуры и изобразительного искусства. Ступа. Вихара. Чайтья. Декоративно-прикладное искусство Индии и Китая.
Искусство Древней Греции
      Черты античной культуры. Своеобразие представлений о мире в эпоху античности. Искусство Крито-микенской цивилизации как предтеча греческого искусства. Ордерная система в архитектуре Древней Греции. Особенности греческой архаики. Афинский Акрополь как памятник искусства древнегреческой классики. Эллинистические города: Александрия Египетская, Пергам, Милет... Светский характер эллинистического искусства. Древнегреческая скульптура, ее важнейшие пластические особенности. Эволюция стиля. Величайшие древнегреческие скульпторы. Проблема канона в древнегреческой скульптуре. Древнегреческая вазопись. Чернофигурная и краснофигурная вазопись как этапы формирования античной живописной системы. Особенности искусства эллинизма. Значение художественного наследия Древней Греции. Знаки собственности. Авторские сигнатуры. Эмблемы ремесленников. Античные вывески.
Искусство Древнего Рима
      Специфические черты древнеримской художественной культуры. Храмовое строительство в Древнем Риме. Типы архитектурных ордеров. Изобретение арочных, сводчатых, купольных конструкций. Важнейшие архитектурные сооружения Древнего Рима. Особенности древнеримской скульптуры. Возникновение скульптурного портрета, основные этапы его эволюции. Живопись Древнего Рима. Новые черты живописной системы как отражение новой стадии художественного видения. Фрески и мозаики Помпей и Геркуланума. Развитие фрески и монументальной живописи как предплакатный жанр. Античные вывески. Эмблемы ремесленников. Знаки собственности. Авторские сигнатуры.
  II. Искусство эпохи Средневековья.
Раннехристианское искусство. Искусство Византии.
      Черты новой «картины мира», формирующейся в эпоху поздней античности. Особенности пространственно-временных представлений. Рождение христианства, его значение для последующих этапов развития искусства. Эволюция позднеримского искусства. Катакомбное искусство, его символика. Складывание нового художественного языка. Архитектурное и художественное своеобразие раннехристианских базилик Рима. Художественный язык византийского искусства. Собор как символ Божественного Космоса. Роль мозаик и фресковых росписей в создании символического образа. Собор Св. Софии, его конструктивные и художественные особенности. Развитие византийской иконописи. Художественное своеобразие иконы, символика художественного языка.
Русское искусство X—XVII веков.
      Этапы русского средневекового искусства. Влияние византийской культуры, своеобразие русского христианского искусства домонгольского периода. Формирование московской художественной традиции, ее особенности в живописи. Ф. Грек и А. Рублев, художественное своеобразие их творчества. Архитектура Московского государства. Архитектурные памятники Московского Кремля XV—XVI вв. Новые явления в каменном строительстве XVI в. Новые явления в искусстве XVII в. Посадская церковная и гражданская архитектура. «Московское барокко». Светские элементы в живописи. Возникновение парсуны.
Искусство западноевропейского средневековья.
      Специфика художественного развития Западной Европы в период раннего средневековья. Искусство эпохи Каролингов. Становление романского искусства (XI—XII вв.). Художественное своеобразие романской архитектуры. Живопись и скульптура в романский период. Искусство западноевропейской готики, его основные этапы. Новаторство конструктивных и художественных решений в готической архитектуре. Особенности символической интерпретации божественного пространства. Готическая скульптура, ее пластические особенности. Роль витражей в художественном оформлении готического собора. Выдающиеся памятники западноевропейской готики. Развитие демонстративной символизации в культуре. Церемониал, герб, декорирование празднеств и интерьеров, декорирование главных действующих лиц.
Средневековое искусство стран Дальнего Востока.  
      Общая характеристика художественной культуры и искусства стран Востока. Особенности художественного мышления в культурах Востока. Религии Востока, их влияние на развитие искусства. Искусство стран Дальнего Востока как одно из важнейших явлений в художественной культуре человечества. Древнейшие корни дальневосточного искусства. Проникновение буддизма и его влияние. Природа как объект философского и художественного осмысления в Китае. Символика архитектуры. Живопись как ведущий вид художественного творчества. Символический смысл и художественное своеобразие средневековой китайской живописи. Жанры живописи. Роль каллиграфии в системе изобразительных средств. Особенности китайской пластики и декоративно-прикладного творчества. Художественное своеобразие искусства Японии.
XI. Искусство эпохи Возрождения.  
      Общая характеристика Возрождения. «Картина мира» человека Возрождения. Эволюция нового художественного языка. Искусство Возрождения в Италии. Творчество Джотто, новаторство его художественных решений. Раннее Возрождение как период становления нового искусства. формирование ренессансного стиля в архитектуре (творчество Ф. Брунеллески), развитие новой пластики в скульптуре (творчество Донателло, А. Вероккио). Складывание живописной системы реалистического изображения мира, основные направления в развитии живописи XV в. (творчество Т. Мазаччо. П. делла Франческа, С. Боттичелли и др.). Высокое Возрождение как выдающийся этап в развитии ренессансного искусства. Творчество «титанов» Возрождения. Особенности Высокого Возрождения в Венеции. Искусство Северного Возрождения. Своеобразие мировидения и художественного языка выдающихся живописцев Северной Европы XV-XVI вв.
  III. Искусство Нового и Новейшего времени.
Западноевропейское искусство XVII — середины XIX века.
      Новые явления в западноевропейской художественной культуре. Складывание общеевропейских художественных стилей. Стиль барокко, особенности его художественного языка. Черты барокко в архитектуре и скульптуре. Стиль барокко в европейской живописи. Искусство Фландрии. Творчество П.П. Рубенса. Голландская школа живописи. Реализм в творчестве голландских живописцев. Складывание системы жанров, их характеристика. Творчество Рембрандта ван Рейна. Особые черты в испанской живописи XVII века. Творчество Д. Веласкеса. Классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве XVII века, его философские основы, эстетические идеалы, художественный язык. Творчество Н, Пуссена. Особенности художественной культуры XVIII века. Основные направления стилистической эволюции в искусстве. Рококо в живописи. Творчество А. Ватто. Реалистическое направление в живописи XVIII века. Вторая волна классицизма. Творчество Ж.Л. Давида. Английская школа живописи XVIII века. Испанская художественная традиция и творчество Ф. Гойи. Новые явления в художественном развитии первой половины XIX века. Романтизм в европейской живописи, особенности его художественного языка. Творчество Э. Делакруа. Реализм в европейской живописи, его тематика и жанры. Творчество Г. Курбе.
Русское искусство XVIII— XIX веков
      Рождение светской культуры и искусства. Особенности стилевой эволюции русского искусства в период XVIII—середины XIX веков. Стили в русской архитектуре. Знаменитые дворцовые ансамбли. Становление светской живописи в России. Портрет - ведущий жанр русской живописи XVIII века. Эволюция русского портрета. Творчество Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского. Художественные направления в русской живописи первой половины XIX века. Романтизм и его особенности. Становление жанровой системы, эволюция жанров. Творчество К.Брюллова, А.Иванова, П.Федотова. Особенности развития русской живописи в середине — второй половине XIX века. Критический реализм в русской живописи. Творчество художников-передвижников 1860—1880-х годов. Основные жанры в живописи этого периода, их характеристика. Лубки, вывески и афиши. Развитие плаката.
Европейское и русское искусство второй половины XIX — начала XX веков
      Вторая половина XIX века — начало нового культурно-исторического этапа. Кризис художественной системы нового времени, начало формирования нового художественного языка. Субъективизация художественных образов и усиление личностного начала в искусстве. Возникновение импрессионизма. К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей, П. О. Ренуар. Художественные особенности импрессионистической живописи. Творчество художников-постимпрессионистов, новаторство художественного строя их произведений. Влияние художественных открытий П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека на изобразительное искусство XX века. Символизм как способ художественного мышления. Символизм в живописи этого периода. Уильям Блейк, Пюви де Шаванн, Франц Штук, Михаил Врубель, Борисов-Мусатов, Петров-Водкин. Мощное развитие изобразительной рекламы в XIX в. Печатные рекламные иллюстрации. Афиши и плакаты. Французский рекламный плакат. Творчество Жюля Шере, Анри Тулуза-Лотрека, А. Мухи в области плаката. Торговая и промышленная символика XIXв. Стиль модерн в европейском искусстве. Художественные особенности архитектуры и изобразительных искусств. Идея синтеза искусств в модерне. Новые явления в русской живописи в конце XIX века. Импрессионистические искания, символизм в русском искусстве этого времени. Особенности русского модерна. Творчество В. Серова, М. Врубеля. «Мир искусства» и другие объединения русских художников начала XX века.
Основные направления искусства Запада и России в XX веке
      Основные тенденции развития культуры XX века. Рождение нового художественного языка. Направления модернизма в живописи. Рациональное течение модернизма: фовизм, абстракционизм, кубизм, супрематизм, примитивизм. Иррациональное течение модернизма: дадаизм, сюрреализм. Дадаизм: Х. Хёх, Г. Грос. Сюрреализм: Ж. Арп, П. Дельво, Р. Магритт, А. Массон, Г. Мур, Ф. Яноушек, С. Дали Архитектура начала XX века. Конструктивизм и функционализм как основа формотворчества этого периода. Влияние Баухауза на американскую архитектуру. Деятельность Ле Корбюзье, Ф. Райта, М. Ван дер Роэ и др. Конструктивизм в советской архитектуре 1920-1930-х годов. Живопись межвоенных десятилетий. Новые черты авангардного искусства. Сюрреализм в живописи. Появление поп-арта. Р. Раушенберг, Д. Сигел. Искусство США 1950-1960-х годов. Особенности современного художественного сознания и новые формы творчества в конце XX века. Постмодернизм в архитектуре. Ганс Холляйн, Йорн Утцон Советское искусство 1960-1980-х годов. Основные направления поисков и художественные решения этого периода. Искусство постперестроечной России. Новейшие тенденции в архитектуре: органи-тек и хай-тек. Творчество Сантьяго Калатравы, Фрэнка Гери.
  3 темы