В РОССИИ

Лекция 6. СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ

(вторая половина XVI - середина XVII вв.)

Общественный и государственный строй России в период сословно-представительной монархии. Развитие русского феодального права.

 

Нет времени в истории России, более противоречивого, чем вторая половина XVI века. К середине XIX века в российской исторической науке твердо установилось отношение к царю Ивану IV как жестокому и злобному тирану. Н.М. Карамзин дал читающей публике первое яркое и цельное представление о времени Грозного царя[35]. Автор взял на вооружение концепцию «двух Иванов», созданную политическим противником, а сначала верным воеводой царя, князем Андреем Курбским.

Согласно этой концепции, первое время царь был «добрым и нарочитым», от Бога «первопрославленный», который затем «греха ради наших супротивным обретеся». Такая трактовка образа Ивана Грозного стала официальной в первой половине XVII века, когда на престол взошел первый царь из династии Романовых – Михаил Федорович (1613-1645). С одной стороны новой династии нужно было решительно отмежеваться от опричных зверств, а с другой – показать свое родство с царем Иваном, так как только это давало ему право на престол[36].

Именно на этом фоне возникла карамзинская концепция Грозного – добродетельного героя и мудрого правителя в первую половину своего царствования и тирана-деспота – во вторую.

По мысли С.М. Соловьева деятельность Грозного была при всех её жестокостях шагом вперед, к победе государственных начал.

Видный историк конца XIX в. – начала XX в.С.Ф. Платонов создал концепцию деятельности Ивана Грозного и, в первую очередь, опричнины, которая с небольшими изменениями дошла до наших дней. По его мнению царь вел борьбу против боярства как главного тормоза на пути централизации. Этой же концепции придерживался и известный советский историк М.Н. Покровский. Он рассматривал опричнину, как «дворянскую революцию».

Противоположной точки зрения, а фактически, карамзинской концепции, придерживался советский ученый-историк А.А. Зимин. В 50-е годы ХХ века он показал, что опричнина утвердила в стране режим личной власти Ивана IV.

Таковы некоторые подходы отечественных историков к оценке этого периода российской истории.

Единое Российское государство простиралось от Белого и Баренцева морей на севере, от Чернигова, Путивля и рязанских земель на юге, от берегов Финского залива и Смоленска на западе до Северного Урала и нижегородских земель на востоке. Территория страны к началу царствования Ивана IV достигла 2,8 млн.кв.км. По своим размерам она уступала лишь Священной римской империи германской нации. Население России достигло 6,5 млн. человек (при плотности населения 2 человека на 1 кв. км.).

В государственном строительстве в этот период сформировалась сословно-представительная монархия.

Сословно-представительная монархия – важный этап в истории феодального государства и права. В исторической науке существует множество различных концепций феодализма в России. Мы исходим из того, что в России в этот период была эпоха зрелого феодализма.

Общественный и государственный строй России в период сословно-представительной монархии. Период сословно-представительной монархии характеризуется сдвигами во внутриклассовых и особенно в межклассовых отношениях. Важное событие в этой сфере – наиболее полное закрепощение крестьянства.

Земельная собственность в середине XVI века носила сословный характер: государственное (черносошное), вотчинное и поместное землевладение соседствовали с монастырскими и церковными землями.

Владельцы вотчин могли передавать ее по наследству, продавать, закладывать. На вотчинном праве имели земли князья, в период раздробленности бывшие главами самостоятельных политических образований и сохранившие лишь титул как обозначение родового звания, а также княжата – потомки удельных князей Рюриковечей и Гидеминовичей, бояре, составлявшие высшую прослойку феодального общества, занимавшие вместе с князьями и княжатами ведущее место в судебно-административном аппарате страны. Все они в качестве вассалов великого князя обязаны были вместе с ним участвовать в походах во главе своих отрядов, состоявших из дворян и «служилых по прибору» (верхушка черносошного крестьянства, холопы и свободные элементы городского населения).

Поместья предоставлялись в пожизненное владение за военную службу дворянам (низшей военно-служилой прослойке феодалов), составлявшей так называемый двор князя или знатного боярина. Держатель поместья (поместник, помещик) не мог передавать его по наследству, продавать или закладывать. В качестве первых получателей поместий от великого князя выступали дворяне, средняя прослойка феодалов – дети боярские. Эта форма землевладения была сравнительно новой. Помещичье землевладение занимало значительное место в центре страны – в Московском, Ярославском, Звенигородском уездах, где оно соседствовало с вотчинным и монастырским.

Помещики и мелкие вотчинники стали основной опорой складывающегося самодержавия.

Монастыри пополняли свои владения как за счет присвоения черных земель, так и за счет отчуждения земель светских феодалов (с помощью вкладов, купли, мены). По свидетельству иностранного современника В. Блимента, в 1553 году треть населенных земель в России принадлежало духовенству.

Феодальная собственность на землю сочеталась с мелким крестьянским землевладением. В условиях крепостнической системы надел крестьянина служил средством обеспечения помещика рабочими руками. Крестьяне несли повинности в пользу государства, если жили на государственных землях, или в пользу помещиков, если проживали в частных владениях.

Основную рабочую силу в хозяйствах светских и духовных землевладельцев составляли «люди дворовые» (холопы) и зависимые крестьяне.

Вместе с сельским хозяйством развивается ремесло и торговля. В XVI – XVII вв. появляются мануфактуры, основанные преимущественно на крепостном труде, однако применяется частично и труд наемных рабочих.

Тем самым в недрах феодализма появляются первые ростки товарного производства. Одновременно начинает складываться единый всероссийский рынок.

Развитие товарного производства давал возможность увеличить количество ввозимых товаров и расширить их ассортимент. Укрепление международного авторитета России также содействовало развитию её внешнеторговых связей с Западом и Востоком.

С развитием ремесла и торговли росло и количество ремесленно-торговых поселений – рядов, посадов, городов. К середине XVI века в России было уже до 160 городов. Крупнейшими городами были Москва (около 100 тыс. чел.) и Новгород (26 тыс.чел.). Основную массу населения городов составляли ремесленники и торговые люди.

Изменения в государственном строе. Переход к сословно-представительной монархии знаменовался существенными изменениями в государственном аппарате.

Важнейшим из них было возникновение представительных органов. Однако и прежние государственные органы претерпели серьезные изменения.

В отличие от раннефеодального государства теперь была возможна только одна форма правления — монархия. Но статус монарха несколько меняется. Иван IV в 1547 г. был венчан на царство, и этот титул приживается в России. Это было не простой формальностью, а отражало действительное возрастание силы монарха.

Вместе с тем царь не может обойтись без старого, традиционного органа — Боярской думы. Правда, значение Боярской думы в течение этого периода меняется, имея общую тенденцию к снижению.

Тем не менее, Боярская дума ограничивает монарха, поэтому говорить об абсолютизме еще не пришло время. Даже введение опричнины принципиально ничего не могло изменить. Царь вынужден был лишь через несколько лет отказаться от нее, так как понял, что может лишиться всякой социальной опоры, ибо террором были недовольны уже все слои господствующего класса.

Опричнина не уничтожила значения Боярской думы как высшего органа государственной власти, не поколебала принципа местничества, ограждавшего привилегии знати.

После смерти Бориса Годунова роль Боярской думы на время возросла. В 1610 г. в результате борьбы между группировками господствующего класса последовало свержение с престола царя Василия Шуйского. Вся полнота власти временно перешла к Боярской думе. Некоторое время государством фактически управляли семь влиятельных бояр, что в истории получило название семибоярщины.

Принципиально новым высшим органом государства стали Земские соборы. Через них царь привлек к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения.

Земские соборы были необходимы монарху для поддержания крупных мероприятий — ведения войны, изыскания новых доходов и пр. Цари, опираясь на Земские соборы, могли через них проводить соответствующую политику даже вопреки воле Боярской думы.

Первый собор (названный Собором примирения) царь и феодалы, напуганные восстанием горожан в Москве, созвали в 1549 г. На нем присутствовали: Боярская дума в полном составе, высшее духовенство и выборные представители от городов. Н.М. Карамзин назвал это совещание «Земской думой». Этим способом господствующей верхушке удалось несколько утихомирить недовольных. Создавалась видимость привлечения к государственному управлению не только бояр и дворян, но также и других слоев населения.

В Земский собор входили: царь, Боярская дума, верхи духовенства — Освященный собор в полном составе. Они составляли верхнюю палату, члены которой не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением.

Нижняя палата была представлена выборными от дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество). Выборы в нижнюю палату проводились не всегда. Иногда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах.

Значительную роль в земских соборах играли дворяне, и особенно торговые люди, участие которых было особенно важно для решения различных денежных проблем (для обеспечения средствами при организации ополчения и др.).

Все земские соборы можно условно разделить на четыре основные труппы:

1) соборы, которые созывал царь по своей инициативе;

2) созывал царь, но по инициативе сословий;

3) созванные сословиями или по их инициативе в отсутствие царя либо направленные против него;

4) соборы, избирающие на царство.

Первая группа соборов была преобладающей. Ко второй труппе относится, например, собор 1648 г., который царь был вынужден созвать по требованию сословий.

К третьей группе следует отнести соборы, которые действовали против царя (у власти в то время, 1611- 1613 гг., находился польский королевич Владислав). Соборы решали вопросы об избрании царей, начиная с 1584 г. после смерти Ивана Грозного и кончая избранием на царство Петра и Ивана Алексеевича.

Центральная система управления.В середине ХVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Постепенно сложилась разветвленная система приказов. В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно-административным приказам.

Таможенные органы. Примерно с средины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти.

Система таможенных учреждений включала в себя:

1. Центральные органы – Приказ большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, мытная изба, Конюшенный приказ, Номерная изба;

2. В уездах – таможенные избы;

3. На торговых путях – таможенные заставы.

Сбор таможенных и кабацких доходов был сосредоточен в Приказе большой казны.

Таможни комплектовались двумя способами:

1. Должностные лица принимали присягу, отбывали повинность и несли службу безвозмездно в течение года. Руководили таможнями таможенные головы, которые избирались из зажиточных крестьян, торгового люда сроком на один год и утверждались царским указом.

2. Сдача таможен на откуп, когда заинтересованное лицо вносило в казну сумму, равную сбору таможенных пошлин за прошедший год, и собирало пошлины в свою пользу.

Структура таможен состояла из: целовальников, которые избирались ежегодно, ларечного (казначея), подъячих (занимались оформлением документов), истопников, сторожей, рассыльных и других.

Таможенная служба выполняла фискальные задачи, связанные с поступлением всех денежных средств в Большую казну, осуществляла контроль за прохождением товаров и вела борьбу с контрабандой.

Вооруженные силы.В это время произошла реорганизация армии. Основу ее составляли дворянская конница и стрельцы, появившиеся в результате реформы, проведенной Иваном IV. Необходимость в стрелецком войске возникла в связи с дальнейшим развитием и совершенствованием огнестрельного оружия. Для управления стрельцами был создан специальный приказ.

Местное управление.Вся территория Московского государства в административном отношении делилась на уезды, волости и станы. Основной административной единицей был уезд с центром в городе. Но города обычно подчинялись непосредственно Москве. Уезд состоял из волостей.

Царь принимает меры для ограничения власти «кормленщиков». Они назначались обычно на краткий срок (один год) и часто сменялись. Однако таких мер было явно недостаточно.

Дворянство и посадские люди добиваются передачи власти на местах выборным органам и ликвидации системы наместников. Эта реформа местного управления проводится в середине XVI в. В 1555 г. кормления были отменены.

На местах созидаются губные и земские органы управления. Местное дворянство избирало губного старосту и целовальников (присягавших на верность правительству — «целовавших крест»).

В их задачу, прежде всего, входила борьба с разбоями и антифеодальными выступлениями крестьян. Деятельностью губных органов руководил из центра Разбойный приказ. Для сбора налогов и управления посадами и черносошными крестьянами создавались земские органы, избираемые тяглыми людьми; в составе земского старосты и целовальников.

Сборы, которые раньше шли в пользу «кормленщика», теперь население должно было выплачивать виде "кормленого окупа" непосредственно Москве за право иметь свою выборную администрацию.

Передача власти на местах из рук кормленщиков непосредственно в руки местного дворянства и посадских верхов свидетельствовала о росте влияния этих слоев населения.

В первой половине XVII в. в связи с отражением иностранной интервенции и обострением классовой борьбы повсеместно вводится институт воевод.

В их руках сосредоточивается военная, гражданская, полицейская, судебная власть. Они следили также за сбором налогов. В ХVII в. воеводам были подчинены губные и земские органы.

Воевода имел свою канцелярию — «съезжую избу». Компетенция воевод была чрезвычайно широка. Однако реальных сил в своем распоряжении они имели мало. Воеводы по всем делам должны были «отписывать» в приказы в Москву, самостоятельность их была незначительной. Будучи подчинены иногда целому десятку приказов, воеводы превращались в простых исполнителей их ведомственных требований.

Широко была распространена практика посылки из Москвы на места «сыщиков» для решения сложных вопросов, подавления антифеодальных выступлений и контроля за деятельностью воевод. Воеводы назначались из числа бояр и дворян и получали «государево жалованье». Однако на практике воеводы жили за счет поборов с населения.

Развитие русского феодального права. Важным источником права в этот период являлся Судебник 1550 г. (в истории он получил название Царского судебника). Он представлял собой лишь новую редакцию Судебника 1497 г. В нем отразились изменения в российском законодательстве в период с 1497 г. по 1550 г.

К источникам, содержавшим главным образом нормы церковного права, а также некоторые нормы гражданского, семейного, уголовного права, относился так называемый Стоглав 1551 г. — собрание постановлений Земского Собора.

Значительный интерес представляет в этот период такой источник права, как уставные книги приказов. Крупнейшим законодательным памятником того времени явилось Соборное Уложение 1649 г.

Непосредственным поводом для его принятия послужило вспыхнувшее в 1648 года восстание посадских людей Москвы. Посадские обратились к царю с челобитными об улучшении своего положения и о защите от притеснений.

В это же время свои требования царю предъявили дворяне, которые считали, что их во многом ущемляют бояре.

Царь подавил восстание посадских, но все же был вынужден отложить взыскание недоимок, облегчить в некоторой мере положение посадских. В июле 1648 г. он приказал начать разработку проекта нового закона под названием «Уложение».

В Соборном Уложении 1649 г. нашли отражение правовые нормы различных отраслей права.

В гражданском праве по «Соборному уложению» получили юридическое закрепление сложившиеся ранее три основных вида феодального землевладения.

Первый вид — собственность государства или непосредственно царя (дворцовые земли, земли черных волостей).

Второй вид — вотчинное землевладение (см. гл. XVII). Будучи условной собственностью на землю, вотчины имели все же иное правовое положение, чем поместья. Они передавались по наследству. Существовало три их вида: родовые, выслуженные (жалованные) и купленные. Законодатель заботился о том, чтобы количество родовых вотчин не уменьшалось. В связи с этим предусматривалось право выкупа проданных родовых вотчин.

Третий вид феодального землевладения — поместья, которые давались за службу, главным образом военную (см. гл. XVI). Размер поместья определялся служебным положением лица. Поместье не могло передаваться по наследству. Феодал пользовался им до тех пор, пока служил.

Различие в правовом положении между вотчинами и поместьями постепенно стиралось. Хотя поместье не передавалось по наследству, его мог получить сын, если он нес службу.

Соборное Уложение установило, что если помещик покинул службу по старости или болезни, его жена и малолетние дети могли получить часть поместья на «прожиток».

Соборное Уложение 1649 г. разрешило производить обмен поместий на вотчины (ст.5, гл. XVI). Подобные сделки считались действительными при следующих условиях: стороны, заключая между собой меновую запись, обязывались эту запись представить в Поместный приказ с челобитной на имя царя.

Глава XI «Соборного Уложения» посвящена правовому статусу крестьян. Отменив урочные годы, Соборное Уложение тем самым завершило закрепощение крестьян (его предыдущими этапами были: введение Юрьева дня по «Судебнику» 1497 года, принятие указов о заповедных (1581 г.) и урочных летах (1587 г.), проведение на рубеже 80-90-х годов XV века всероссийской переписи земель, результатом которой стало составление писцовых книг).

Обязательственное право. Широкое распространение получили обязательства из договоров (договоры купли-продажи, мены, займа, поклажи и др.). Соборное Уложение 1649г., стремясь облегчить положение должников (особенно дворян), запретило взыскивать проценты по займу, считая, что таковой должен быть безвозмездным.

Исковая давность по займу устанавливалась в 15 лет, частичная уплата долга прерывала течение давности. Несмотря на запрещения, взыскание процентов по договору займа фактически продолжалось. Однако эти взыскания не могли уже иметь правовой защиты в суде.

Законодательство предусматривало следующий порядок заключения договоров. Наиболее крупные сделки оформлялись крепостным порядком, при котором документ, удостоверявший сделку, составлялся площадным подьячим при обязательном участии в этом не менее двух свидетелей. Менее крупные сделки могли оформляться домашним способом. В законе точно не определялся круг сделок, которые должны были оформляться крепостным порядком. Предусматривались способы обеспечения исполнения договоров — залог и поручительство.

Законодательство уделяло внимание также и обязательствам из причинения вреда. Устанавливалась ответственность за причинение вреда, вызванного потравами полей и лугов. Собственник скота, потравившего угодья, обязывался возместить убытки их владельцу. Задержанный при потраве скот подлежал возвращению собственнику в целости и сохранности.

Таможенное право. В период царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676 г.г.) получила дальнейшее развитие законодательная база таможенного дела, была подготовлена, а затем проведена таможенная реформа.

Предшественницей таможенной реформы явилось положение главы IX Соборного уложения, и ее 20 статей о мытах, перевозах и мостах.

Указанное положение сыграли важную роль в развитии таможенного законодательства и таможенного дела, и положило начало его правовому обоснованию.

В статьях впервые изложены права и обязанности таможенников (мытчиков, перевозчиков и мостовщиков) по осуществлению контроля за перевозом товаров, грузов и перемещением людей, а также нормы соблюдения правил установленных указанным документом.

Выдающийся реформатор Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, боярин и воевода, известный дипломат времен царствования Алексея Михайловича провел целый ряд новых статей регулировавших торговлю москвичей с иностранцами. По его инициативе 1667 году был подготовлен и издан «Новоторговый устав», который явился завершением первого этапа таможенной реформы в Российском государстве и который считается первым таможенным тарифом на Руси.

Новоторговым уставом вводился порядок, согласно которому западно-европейским купцам запрещалась розничная торговля. Устав отменял целый ряд мелких пошлин (подужное, мыт, сотая, тридцатая, десятое, овальное, мостовое, гостиное и др.) они вошли в рублевую пошлину. Для облегчения торговых отношений с Западной Европой был впервые установлен заграничный денежный курс для России.

В Новоторговом уставе подробно изложены правила и порядок досмотра товаров. В соответствии с Новоторговым уставом товары, предназначенные для внутреннего пользования, не подвергались оплате пошлины.

Историческое значение Новоторгового устава 1667 г. как основы таможенной реформы состояло в том, что были подготовлены условия для осуществления экономических реформ и таможенного дела Петром Великим и дальнейшего развития России.

Наследственное право. Наследование осуществлялось, как прежде, по завещанию и по закону.

Уголовное право.«Соборное Уложение» считает преступлениями деяния, опасные для феодального общества, нередко по-прежнему именуя их «лихим делом», иногда употребляя для их обозначения термин «воровство».

В Соборном Уложении 1649 г. нашла более четкое отражение классовая сущность преступления. Это проявлялось, прежде всего, в том, что за ряд деяний назначались различные наказания в зависимости от классовой принадлежности их совершивших.

Соборное Уложение 1649 г. содержало многочисленные нормы особенной части уголовного права.

На первом месте законодатель поставил преступления против религии. Впервые в истории российского законодательства им посвящалась специальная глава (гл. I).

На втором месте стояли государственные преступления (государственная измена, посягательства на жизнь и здоровье царя, самозванство и др.).

К тяжким деяниям относились особо опасные преступления против порядка управления (нарушение порядка на царском дворе, фальшивомонетничество, подделка царских печатей и др.).

В законе имелись подробные описания различных составов преступлений — воинских, имущественных, против личности.

Хотя уголовное право в целом в Соборном Уложении 1649 г. было разработано на более высоком уровне, чем в предшествующих документах российского законодательства, все же в нем специально не выделялась общая часть уголовного права, а основное внимание сосредоточивалось на описании конкретных составов преступлений. Нормы общей части уголовного права имелись в Соборном Уложении 1649 г., но в виде разрозненных статей.

Уголовное законодательство середины XVII в. уделяло большое внимание системе наказаний.

По мере развития государства все разнообразнее становились меры наказания, одновременно они все более ужесточались. Ярко выраженной целью наказания в Соборном Уложении 1649 г. являлось устрашение. Широко применялись членовредительные и болезненные наказания — отрезали нос, ухо, руку, били кнутом и палками. Уголовное законодательство знало уже такие меры наказания, как тюрьма и ссылка.

Судебный процесс.В законодательстве того времени все еще отсутствовало четкое разграничение между гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным правом. Однако различались две формы процесса — состязательный (суд) и следственный (розыск), причем последний приобретает все большее значение.

По делам о религиозных преступлениях, а также по многим имущественным преступлениям против личности процесс был розыскным.

По этим делам велось предварительное следствие, которое, однако, не получило в то время четкого выражения в правовых нормах.

Расследование большинства уголовных дел начиналось по усмотрению государственных органов, по доносам (особенно по политическим делам), жалобам потерпевших (разбой, кражи и др.). по наиболее важным государственным преступлениям расследование начиналось непосредственно по указанию царя.

Предварительное следствие сводилось главным образом к производству неотложных действий (задержание подозреваемого, арест и др.). При розыске широко применялись повальный обыск, а также пытка.

Продолжается развитие системы формальных доказательств, характерной для феодального права. В законодательстве определялись значение и сила конкретных доказательств, которые делились на совершенные и несовершенные, полные и неполные.

Суд при оценке доказательств был связан требованиями закона. Царицей доказательств считалось признание обвиняемого или ответчика.

В целом данный период характеризуется заметными сдвигами в общественном, территориальном и государственном устройстве. Большие изменения происходят и в области права. Российское государство готовится вступить в высшую и последнюю стадию феодализма — абсолютизм.