Обработка и оценка результатов

Выполнение

Инструкция

Серия III

Серия II Инструкция

«Теперь мы с тобой попробуем нарисовать еще один рисунок (предлагается рис. В). Он похож на первый, но немного отличается, давай рисовать его вместе, я тебе буду помогать».

Выполнение

Ребенок рисует, проверяющий сидит рядом, иногда по­хваливает ребенка, но при возникновении вопросов укло­няется от прямых содержательных ответов (как и при са­мостоятельном задании).

Проверка

Ставится зеркало.

Проверяющий: «Ты правильно сделал?».

Ребенок: (отвечает).

Независимо от содержания ответа взрослый прямо указывает ребенку на ошибки (если они имеются). При­чем обсуждение ошибок носит конкретный характер, на­пример:

Проверяющий: «В какую сторону едет машина на тво­ем рисунке?».

Ребенок: (отвечает).

Проверяющий: «А куда едет машина па зеркальном рисунке?» и т. д. по всем неверным элементам рисунка ребенка.

«Посмотри еще раз в зеркало, запомни, какой рисунок получится в зеркале. Нарисуй сам еще раз зеркальный рисунок». Зеркало убирается.

Ребенок еще раз рисует зеркальный рисунок, проверя­ющий сидит в стороне.

Заключение

Получив последний рисунок, экспериментатор благо­дарит ребенка и обязательно хвалит его.

После завершения обследования в распоряжении про­веряющего имеется три рисунка, выполненных ребенком. Каждый рисунок оценивается соответствующим баллом:

0 — в рисунке нет поиска содержания предложенной задачи (см. образец рис.11 а).

1 — есть попытка правильного выполнения задачи (см. образец рис. 11б).

2 — смысл задания понят, но в рисунке есть недостат­ки (см. образец рис.11 в).

3 — задание выполнено правильно (см. образец рис. 11 г).

Рис. 11. Образец выполнения заданий в методике «Зеркало»

Каждый ребенок получает три оценки: за первое самосто­ятельное выполнение, за выполнение с помощью, за второе самостоятельное выполнение. По соотношению трех оценок определяется тип отношения ребенка к заданию взрослого.

Дошкольный тип: ряд 0-0-0 или 1-1-1 (особое значение имеет сочетание низкой оценки с ее устойчивостью).

Предшкольный тип: ряд 0-1-2 или 1-2-3 (постепенное повышение уровня, каждая следующая серия выполняется обязательно лучше, чем предыдущая) или 1-3-3 (во вто­рой и третьей сериях максимальный уровень).

Псевдоучебный тип: ряд 0-0-1 или 1-1-2 (повышение уровня происходит только в третьей серии, исходный уро­вень низкий (1 или 0).

Учебный тип: ряд 2(3)-3-3 все задания выполняются на высоком уровне (уровень первого рисунка может быть чуть ниже).

Коммуникативный тип: ряд 1-2-1 или 2-3-2, то есть имеется улучшение во второй серии, а в третьей — ухуд­шение (несмотря на то, что задание в третьей серии легче). К коммуникативному типу относятся и дети, у которых в третьей серии заметно падает аккуратность выполнения задания при сохранении уровня.

Методика «Раскраска»

Состоит из двух методик: «Елочка» (вспомогательная) и «Дерево» (основная).

Методика «Елочка»

Включает две серии. В первой проверяющий, дав зада­ние, садится в стороне от ребенка, во второй — сидит ря­дом, поощряя его.