История возникновения герменевтики.

Лекция. Историческая герменевтика

 

Литература:

 

1. Августин Блаженный. Христианская наука, или основания Св. герменевтики и церковного красноречия. Киев, 1835

2. Габитова Р.М. “Универсальная” герменевтика Фридриха Шлейермахера // Герменевтика: история и современность. М., 1985.

3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988

4. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменолг. Философию. СПб., 2004.

5. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. М., 2000.

6. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. Иерусалим, 2000.

7. Дильтей В. Собрание сочинений: В 6 т. М., 2000. Т.1: Введение в науки о духе: Опыт полагания основ для изуч. о-ва и истории; М., 2004. Т. 3: Построение исторического мира в науках о духе; М., 2001. Т. 4: Герменевтика и теория литературы.

8. Дильтей В. Сущность философии. М., 2001.

9. Дройзен И.Г. Историка. СПб., 2004.

10. Камчатнов А.М. Лингвистическая герменевтика. М., 1995.

11. Камчатнов А.М. История и герменевтика славянской Библии. М., 1998.

12. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.

13. Рикер П. Время и рассказ. СПб., 1999.

14. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995.

15. Рикер П. История и истина. СПб., 2002

16. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995.

17. Рикер П. Память, история, забвение. М., 2004.

18. Савваитов П. Библейская герменевтика. СПб ., 1859.

19. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

20. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб., 2001.

21. Шлейермахер Ф. Герменевтика. СПб., 2004.

22. Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы // Контекст. 1990. М., 1990. С.241-265

 

Герменевтика, по определению Поля Рикера — “теория операций понимания в их соотношении с интерпретацией текстов; слово “герменевтика” означает не что иное, как последовательное осуществление интерпретаций”. Термин происходит от греческого ‘hkituenhmre — “истолковываю”, его связывают с именем бога Гермеса, который должен был доводить до людей волю богов, разъяснять скрытый смысл их слов.

Герменевтика возникла и развилась как искусство истолкования текстов Святого Писания (Hermeneutica Sacra). По определению Г. Шпета, первоначально в ней существовало, два течения: аналогисты (центр в Александрии, виднейший представитель — Аристарх), считавшие возможным при переводе Библии толковать ее аллегорически, и аномалисты (центр в Пергаме, крупнейший сторонник — Кратет), настаивавшие на “дословном толковании” священного текста. Одним из первых классических герменевтических трудов считаются “De principiis” (“О началах”) Оригена (185-254), где обосновываются правила чтения и трактовки теологических произведений. Большой вклад в разработку церковной экзегетики внес также Августин Блаженный (354-430), определивший герменевтику как методику нахождения подлинного смысла Святого Писания и сформулировавший ряд ее методологических принципов.

Вплоть но нового времени герменевтика развивалась в ключе экзегетического толкования Библии (стоит здесь упомянуть трактат М. Флациуса Иллирийского “Clavis scriptirae sacrae” внесший ряд новых теоретических положений в данную методологию). Как отмечено П. Рикером, развитие герменевтики из экзегетики было обусловлено тем, что последняя включала в себя теорию знака и значения, и основывалась на положении, что если текст имеет несколько смыслов, то надо обращаться к более сложным и глубоким, отделяя от них так называемые одиозные знаки, требующие логического доказательства.

В ХVIII-ХIХ в. сфера использования герменевтики расширяется, она трактуется в основном как теория понимания любого текста. В частности, А. Бек выделял в ней четыре составных части: 1) грамматическую — установление смысла каждого элемента языка; 2) историческую — истолкование разного рода темных и иносказательных фрагментов памятника; 3) индивидуальную — воссоздание облика автора на основе его сочинения; 4) генетическую — определение отношения изучаемого текста к литературным жанрам и видам. В последнем смысле герменевтика тесно смыкается с текстологией.

Определяя роль герменевтики в современной мировой науке, стоит процитировать слова Нэнси Партен: «История — это герменевтика, выраженная в специально созданном нарративе. Она сурово принуждает принимать его тех, кто выступает архитекторами исторического знания, чтобы строение было устойчивым, невредимым и пригодным для предназначенных нужд, гармоничным и продолжающим существующие строения и традиционный характер соседства, но также оно должно быть своеобразным и оригинальным в удовлетворении этих требований».