Самоидентификация персонала

Мобилизация ресурсов

Корпоративная философия должна побуждать сотруд­ников туристской фирмы на те или иные действия для достижения поставленной цели. Само наличие оп­ределенной цели уже оказывает мобилизующее воз­действие на персонал. Это можно объяснить следую­щим образом. Для человека очень важно находиться в состоянии уверенности в чем-либо. Это его нормальное психологическое состояние. Уверенный человек чув­ствует себя спокойно, комфортно и безопасно. Напро­сив, состояние неуверенности и неопределенности все­ляет тревогу, смятение и страх, препятствует эффек­тивной деятельности человека. Пребывать в таком дис­комфорте длительное время очень тяжело. Поэтому человек стремится избегать неприятного состояния не­уверенности. Наличие цели, заданной корпоративной философией, и поступательное, движение к ней позво­ляют достичь этого: неопределенность рассеивается, мобилизуются ресурсы для постоянного воспроизвод­ства этого движения.

Внутренний имидж также способствует мобилиза­ции дополнительных ресурсов туристской фирмы. Если корпоративная философия воздействует на сознатель­ное восприятие персонала, то внутренний имидж влияет на эмоциональный настрой сотрудников. Таким образом, коллектив получает как рациональные, так и эмоциональные стимулы для мобилизации.

 

Самоидентификация персонала как функция кор­поративной философии предполагает развитие у сотруд­ников такой приверженности своей фирме, которую

можно было бы сравнить с национальной принадлеж­ностью. Каждый работник должен осознавать себя преж­де всего полноправным членом предприятия. Окружа­ющий мир необходимо четко разделить по принципу «мы — они» и дать точные ответы на вопросы: «Кто мы?» и «Чем мы отличаемся от них?». Поиски этих ответов следует начать с изучения образцов поведе­ния, имеющих место в прошлом, то есть следует обра­титься к истории предприятия.

Молодые туристские фирмы, как правило, испыты­вают дефицит исторического прошлого. Если истории нет или она бедна событиями, необходимо придумать миф, не забывая, конечно же, о правдоподобии. Миф — это не всегда чистая выдумка. Он может представлять собой интерпретированные определенным образом ре­альные события. Мифы создают героев, модели пове­дения которых признаются образцовыми и внушают нынешнему персоналу веру в успех.

Молодой сотрудник туристского предприятия заси­живается в офисе допоздна, провожает и встречает клиентов в аэропорту или на вокзале, терпеливо вы­слушивает подчас несправедливые упреки со стороны недовольного туриста вовсе не из-за того, что так ему хочется. Он действует так потому, что история или миф его фирмы поддерживает представление о таком поведении, как об образе жизни. Таким образом, исто­рическое прошлое, реальное и выдуманное, помогает доносить до сотрудников образцы поведения и ценност­ные установки, принятые туристским предприятием, в виде ярких и доходчивых образов.

Однако история и мифы положительно влияют не только на персонал фирмы, но и на ее клиентов. Тури­стская организация, имеющая собственную историю, вызывает большое доверие у потребителей. История или миф создает впечатление основательности, солид­ности и надежности, облегчает диалог между фирмой и клиентами.

Возвращаясь к персоналу туристского предприятия, хотелось бы отметить еще один факт. По мере удовлет­ворения материальных потребностей у работников уси­ливается потребность иного порядка — необходимость в осознании смысла собственной деятельности. Имен­но корпоративная философия дает сотрудникам истин­ный смысл их работы, который заключается не только в денежном вознаграждении. Человек хочет получать удовлетворение от своей деятельности, а не работать просто «винтиком» без идеи.