Медиократы осуществляют кон­троль за информационной политикой, используя прежде всего ад­министративные ресурсы.

Очевидно, что «издатели» в угоду определенным социально-эко­номическим и политическим интересам могут либо способствовать продвижению информации о данном событии в СМК, либо умыш­ленно препятствовать ее прохождению.

В данном контексте под термином «издатели» понима­ются владельцы, акционеры, менеджеры, спиндокторы и другие лица, определяющие главные цели органа информации. В группу «издатели» также входят политические консультанты и представи­тели служб исследования общественного мнения, которые оказыва­ют огромное влияние на информационную политику СМК.

«Издатели» подразделяются на медиократов и спиндокторов.

Медиократы(термин «медиократ» происходит от игры слов — массовая информация и — посредственность) — это владельцы СМК.

Спиндокторы (от англ.— верчение, кружение) — это, как правило, не владельцы СМК, а те люди, которые в силу личного авторитета, обладания властью, знакомств с журналистами и хорошего знания информационной инфраструктуры имеют возможность воздействовать на подготов­ку информационных сообщений, их отбор и способы освещения. Вместе с журналистами спиндокторы создают или преобразовывают тексты репортажей.

Деятельность спиндоктора подразделяется на следующие этапы:

1) отбор события (выбор того события, которое необходимо соответствующим образом осветить в СМК);

2) подготовка ожр события (направление активности журналистов в определен русло, настрой аудитории на ожидаемую реакцию по отношению к планируемому событию);

3) «проведение самого события»;

4) освещение события в СМК;

5) комментарии к событию;

6) упоминание события в списке однородных событий (нахождение исторических аналогов и формулировка его оценки);

7) ссылки на событие в качестве подтверждения какой-либо тенденции;

8) отслеживание резонансных явлений в общественном мнении, касающихся данного события, с целью «подготовки новых событий».

В отличие от журналиста и медиократа, спиндоктор имеет в своем арсенале лишь косвенный инструментарий воздействия на аудиторию, поэтому он работает не с массовой аудиторией, а с журналистами и в качестве основной цели коммуникации ставит не формирование адресатов, а «предупреждение события» и интерпретацию определенных фактов.

Поскольку «подготовка» важнейших сообщений в СМК практически всегда является результатом совместной деятельности медиократов, журналистов и спиндокторов, то освещение какого-либо события может быть охарактеризовано с помощью следующих факторов:

• частота повторов освещения события в СМК;

• амплитуда между повторами аналогичных по структуре и содержанию сообщений, показывающая, при какой частоте упоминания схожих событий в СМК данное событие может стать новостью;

• неоднозначности события: чем меньше неоднозначность, тем выше вероятность того, что событие будет замечено;

• релевантность события по отношению к культуре и осведомленности аудитории — общественное мнение преимущественно реагирует на событие, которое доступно его пониманию;

• соответствие произошедшего события ожиданиям: чем больше данное событие ожидаемо в обществе, тем скорее оно станет актуальной новостью;

• неординарность события — новостью или сенсацией становится такое событие, которое редко случается, небанально по существу, сути и выходит за рамки стандартной ситуации;

• сохранение актуальности события — наиболее яркие и громкие новости сохраняют свою злободневность в течение достаточно длительного времени.

В широком смысле все сообщения в СМК классифицируются по их жанровым особенностям и назначению:

- художественные (дра­мы, рассказы, концерты, оперы и т.д.);

- научные (научные статьи, доклады, дискуссии и т.д.);

- публицистические (новости, репорта­жи, комментарии, очерки и т.д.).

Именно «издатели» определяют количество сообщений по тем или иным жанровым направлениям или целиком отдают предпочтение одному из этих жанров, тем самым определяя профиль СМК в соответствии со своими интере­сами. Большинство СМК отдает предпочтение публицистическим сообщениям.

Заметим, что именно «издатели» организуют «продвижение» со­общения о событиях в СМК. Схема «продвижения» сообщения и его дальнейшего развития в СМК сводится к следующим этапам:

• первые, отрывочные сведения о событии;

• появление полноценной (высококачественной) информации;

• добавление первичных комментариев авторов данного сообще­ния;

• новое развитие события в СМК, увеличение его значимости в глазах общественности;

• высказывание мнений общественных авторитетов в СМК;

• первые попытки аналитического осмысления проблемы, затро­нутой в информационном сообщении;

• разрастание и усугубление проблемы;

• попытка выработки единого решения;

• озвучивание единого решения признанными общественными авторитетами;

• выработка стереотипа по решению данной проблемы в общест­венном сознании.

Отсюда следует, что важнейшей общественно значимой функ­цией «издателей» является контроль над созданием и преобразова­нием социальной информации.

Рассматривая механизм контроля за СМК на практике, правомерно выделить две его основные модели:

• «тоталитарную», которая налагает полный запрет на освещение определенных событий;

• «демократическую», которая предусматривает освещение «не­желательного события» в информационном потоке вместе с другими сообщениями. При такой комбинации ретушируется

значимость «нежелательного события».