Факторы, влияющие на процесс принятия решений

 

Процесс принятия решений в современных организациях значительно более сложен по отношению к рассмотренной выше модели в силу действия множества различных внешних и внутренних факторов. На процесс принятия решений влияют личностные оценки руководителя, уровень риска, время и изменяющееся окружение, информационные и поведенческие ограничения, отрицательные последствия и взаимосвязанность решений.

Система ценностей руководителя определяет субъективную оценку руководителем важности, качества или блага. Ценностные ориентации руководителя влияют на способ принятия решения. Исследования показывают, что у американских управляющих система ценностей имеет явный перекос в сторону экономики, политики и науки в противовес социальным и эстетическим аспектам.

Среда принятия решений влияет на их качество:

ü решение принимается в условиях определенности, когда руководитель точно знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора;

ü решение принимается в условиях риска, когда результаты не являются определенными, но вероятность результата известна. Вероятность будет определена, если поступит достаточно информации, чтобы прогноз оказался статистически достоверным;

ü решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов решений. Это имеет место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что невозможно получить достаточно релевантной (уместной) информации.

Информационные ограничения. Достаточно часто необходимая для принятия оптимального решения информация недоступна или слишком дорогостоящая. Менеджер должен объективно взвешивать издержки для получения дополнительной информации с выгодами от принятия более оптимального решения.

Поведенческие ограничения. На процесс принятия решений оказывают влияние многочисленные психологические факторы и личностные особенности менеджеров. Согласно исследованиям, руководители различных отделов, как правило, дают разное определение одной и той же проблемы и возможных направлений ее разрешения.

Негативные последствия. Принятие управленческих решений всегда является искусством нахождения компромисса. Выигрыш в одном почти всегда достается в ущерб другому. Например, повышение качества продукции приводит к увеличению издержек, что может снизить привлекательность продукта для конечного покупателя.

Взаимозависимость решений. В организации все решения взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. Принятие единичного важного решения требует значительного количества других поддерживающих решений (дерево решений), что позволяет добиться успешного и своевременного результата [21].

Современный руководитель должен анализировать влияние рассмотренных выше факторов на качество решений и диверсифицировать систему методов управления для повышения их эффективности.