ВОПРОС 1.Понятие и политико-правовое значение суверенитета.

Вопросы для самопроверки

1. Какой период российской истории именуют временем дворцовых переворотов?

2. Что такое дворцовый переворот?

3. Какие реформы оказали наибольшее влияние на изменение органов власти в 1725−1762 гг.?

4. Как эволюционизировали функции Сената в эпоху дворцовых переворотов?

5. Назовите главный правительственный орган при Екатерине I.

6. Как изменилась крестьянская политика под влиянием процесса формирования дворянского государства?

7. Какие направления экономической политики выделялись как первоочередные в 1725−1762 гг.?

8. Можно ли охарактеризовать политику преемников Петра Великого как контрреформы?

9. Каковы тенденции государственной политики в XVIII в. в отношении дворян и крестьян.

10. Определите приоритетные направления внешней политики России в послепетровское время.

Суверенитет — это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами.

Согласно части 1 ст. 3 Конституции Республики Беларусь “Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ”.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Конституции Республики Беларусь “Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику”. В основе государственного суверенитета лежит народный суверенитет. На практике суверенитет государства реализуется органами государственной власти.

Суверенитет предполагает способность государства обеспечивать свою внешнюю и внутреннюю безопасность, которая предусматривает осуществление государственной политики по вопросам безопасности личности, общества и государства, территориальной целостности и обороноспособности.

Суверенитет Беларуси предполагает сотрудничество с другими государствами мира и международными организациями. Республика Беларусь является субъектом международного права. Она осуществляет самостоятельно внешнюю политику, вступает в отношения с иностранными государствами, заключает с ними договора, устанавливает дипломатические и консульские связи, участвует в деятельности международных организаций. Провозглашает внешнеполитический курс Республики Беларусь на признание и уважение государственного суверенитета, о территориальной целостности и нерушимости существующих границ.

ВОПРОС 2. Соотношение права нации (народа) на самоопределение и суверенитета. Нацией является историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, культуры. Нация формируется из различных племен и народностей.

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.
Принцип самоопределения народов является одним из основных принципов международного права.
С принятием Устава ООН право нации на самоопределение окончательно завершило свое юридическое оформление в качестве основного принципа международного права.

Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. конкретизировала и развила содержание этого принципа. Наиболее полно его содержание было сформулировано в Декларации о принципах международного права 1970 г., где говорится: «Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН».

Главные выводы, вытекающие из анализа вышеназванных актов:

- все народы и нации имеют право на самоопределение;

- все участники международного общения обязаны уважать это право;

- оно реализуется путем свободного волеизъявления данного народа или нации;

- его реализация исключает какое-либо давление, принуждение или вмешательство извне;

- оно означает возможность выбора между государственным отделением данного народа или нации и вхождением его (ее) на тех или иных условиях в другое государство, то есть свободный выбор политического статуса;

- оно означает также возможность выбора формы государства (т.е. формы правления, государственного устройства, политического режима);