Теоретико-прикладная

Область целеполагания

Выбор исследовательской стратегии

В. Определение объекта и предмета проблемы

Проблема становится обозримой, когда она уловлена в каком-то социальном явлении, т. е. путем выделения объекта и предмета исследования,

Объект - явление или сфера социальной действительности, которые выступают как непосредственные носители проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность.

Предмет - стороны, свойства, характеристики объекта, подлежащие непосредственному изучению в данном исследовании. Выбор предмета исследования:

1) Ориентирует на тот набор переменных и связей между ними, которые наиболее выпукло выражают центральный вопрос проблемы.

2) Очерчивают границы (рамки) предпринимаемого исследовательского поиска.

Определение объекта и предмета является необходимым условием целевой ориентации и концентрализации исследовательского процесса.

 

Характер решаемых проблем обусловливает и исследовательскую стратегию: содержание пробле­мы определяет направленность исследования:

 

  Название   Основание Цель исследования   Выборка
  1. Формулятивный (разведывательный)   Отсутствие информации об объекте Выявление проблем, формулировка гипотез  
  2. Описательный (дескриптивный)   Наличие данных для формулировки описательных гипотез   Качественно-количествен­ное описание объекта Представительная (репрезентативная) или сплошная целевая (по задачам и гипотезам)
  3. Аналитико-экспериментальный Наличие данных для формулирования объяснительных гипотез Выявление функциональных и причинных взаимосвязей, прогноз  
  4. Повторно-сравнительный   Наличие данных за предшествующий период Выявление общности и специфики в сравниваемых объектах во времени   Повторение модели выборки базового исследования

Социологическое исследование направлено на решение проблем, которые сознательно формулируются в виде целей, определяющих для чего оно проводится и что надо получить в результате.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

 


 

 

1. На основе источников выявления основного социального противоречия, создающего проблему, и его локализация на конкретных социальных объектах.

 

2. Выявление обстоятельств, сопутствующих возникновению про блемы и факторов, детерминирующих изучаемые процессы, разработ ка теоретической концепции исследования.

 

3. Конструирование методик исследования, их апробирование (пилотаж) и последующий отбор информации на объекте изучения.

 

4. Детальный анализ полученных данных соответственно концепции и гипотезам исследования;