Теоретико-прикладная
Область целеполагания
Выбор исследовательской стратегии
В. Определение объекта и предмета проблемы
Проблема становится обозримой, когда она уловлена в каком-то социальном явлении, т. е. путем выделения объекта и предмета исследования,
Объект - явление или сфера социальной действительности, которые выступают как непосредственные носители проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность.
Предмет - стороны, свойства, характеристики объекта, подлежащие непосредственному изучению в данном исследовании. Выбор предмета исследования:
1) Ориентирует на тот набор переменных и связей между ними, которые наиболее выпукло выражают центральный вопрос проблемы.
2) Очерчивают границы (рамки) предпринимаемого исследовательского поиска.
Определение объекта и предмета является необходимым условием целевой ориентации и концентрализации исследовательского процесса.
Характер решаемых проблем обусловливает и исследовательскую стратегию: содержание проблемы определяет направленность исследования:
Название | Основание | Цель исследования | Выборка |
1. Формулятивный (разведывательный) | Отсутствие информации об объекте | Выявление проблем, формулировка гипотез | |
2. Описательный (дескриптивный) | Наличие данных для формулировки описательных гипотез | Качественно-количественное описание объекта | Представительная (репрезентативная) или сплошная целевая (по задачам и гипотезам) |
3. Аналитико-экспериментальный | Наличие данных для формулирования объяснительных гипотез | Выявление функциональных и причинных взаимосвязей, прогноз | |
4. Повторно-сравнительный | Наличие данных за предшествующий период | Выявление общности и специфики в сравниваемых объектах во времени | Повторение модели выборки базового исследования |
Социологическое исследование направлено на решение проблем, которые сознательно формулируются в виде целей, определяющих для чего оно проводится и что надо получить в результате.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. На основе источников выявления основного социального противоречия, создающего проблему, и его локализация на конкретных социальных объектах.
2. Выявление обстоятельств, сопутствующих возникновению про блемы и факторов, детерминирующих изучаемые процессы, разработ ка теоретической концепции исследования.
3. Конструирование методик исследования, их апробирование (пилотаж) и последующий отбор информации на объекте изучения.
4. Детальный анализ полученных данных соответственно концепции и гипотезам исследования;