Разъезды
Разъезды, обгонные пункты и промежуточные станции
К числу раздельных пунктов, предназначенных только для регулирования движения поездов и обеспечения пропуска заданного количества поездов по участку относятся разъезды и обгонные пункты.
Разъезды, помимо путевого развития, включающего один главный и один – два приемоотправочных пути, имеют средства СЦБ и связи, служебно-технические и жилые здания, платформы для посадки и высадки пассажиров, стрелочные посты. Они предназначаются для выполнения операций по скрещению, обгону и пропуску поездов.
Различают разъезды:
1. Для скрещения одиночных и соединенных поездов с остановкой одного или обоих.
2. Для безостановочного скрещения поездов (двухпутные вставки).
Скрещение поездов заключается в приеме первого поезда на один из приемоотправочных путей с остановкой. Поезд противоположного направления пропускают через разъезд по главному пути без остановки, после чего отправляется ранее прибывший поезд.
Обгон поездов состоит в приеме с остановкой первого поезда на приемоотправочный путь и пропуске второго поезда того же направления по главному пути.
Кроме скрещения и обгона поездов на разъездах осуществляется посадка и высадка пассажиров, а в некоторых случаях могут производиться и грузовые операции (в небольшом объеме).
Если на разъезде имеются 2 и более приемоотправочных пути, кроме главного, то разъезды делятся по схемам расположения на три типа:
|
|

|
|

поперечного типа
|
|
|

На грузонапряженных однопутных участках, оборудованных автоматической блокировкой или диспетчерской централизацией, получили распространение двухпутные вставки для безостановочного скрещения поездов, позволяющие увеличить пропускную способность линий.
Введение безостановочного скрещения грузовых поездов увеличивает пропускную способность в 1,5-1,7 раза, а участковая скорость увеличивается на 40-60%.