Разработка организационно-распорядительных документов по обеспечению информационной безопасности

Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Для достижения этого требуется:

повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа Российской Федерации;

усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала Российской Федерации;

обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени;

укрепить механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;

гарантировать свободу массовой информации и запрет цензуры;

не допускать пропаганду и агитацию;

не допускать разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;

обеспечить запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством.

Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере

Информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Для достижения этого требуется:

укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;

интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.

Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере

Развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации.

В том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.

В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Для достижения этого требуется:

– развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства Российской Федерации;

– развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов;

– развивать производство в Российской Федерации конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем;

– обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.

Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере

В этих целях необходимо:

– повысить безопасность информационных систем, включая сети связи; прежде всего безопасность первичных сетей связи и информационных систем федеральных органов государственной власти; органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

– финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами; интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации;

– и методы контроля за их эффективностью; обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну;

– расширять международное сотрудничество Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

При этом, естественно, следует рассматривать и меры защиты информации от неправомерных действий, приводящих к нанесению ущерба.

Практика показала, что для анализа такого значительного набора источников, объектов, действий целесообразно использовать методы имита­цион­ного моделирования, при которых формируются методы реальных ситуаций.

При этом следует учитывать, что модель не копирует оригинал, она проще. Модель должна быть достаточно общей, чтобы описывать реальные действия с учетом их сложности.

Можно предложить следующие компоненты модели информационной безопасности на первом уровне:

· объекты угроз

· угрозы

· источники угроз

· цели угроз со стороны злоумышленников

· источники информации

· способы неправомерного овладения конфиденциальной информацией (способы доступа

· направления защиты информации

· способы защиты информации

· средства защиты информации

Объектом угроз информационной безопасности выступают сведения о составе, состоянии и деятельности объекта защиты (персонала, материальных и финансовых ценностей, информационных ресурсов).

Угрозы информации выражаются в нарушении ее целостности, конфиденциальности, полноты и доступности.

Источниками угроз выступают конкуренты, преступники, коррупционеры, административно-управленческие органы.

Источники угроз преследуют при этом следующие цели: ознакомление с охраняемыми сведениями, их модификация в корыстных целях и уничтожение для нанесения прямого материального ущерба.

Одним из направлений в области услуг по информационной безопасности является разработка организационно-распорядительных документов различного уровня. Документы верхнего уровня – концепция информационной безопасности и политика ИБ определяют общие взгляды и идеологию компании в области защиты информации.

Регламентирующие документы – это различные политики и регламенты, в частности политика резервного копирования, регламент доступа пользователей к сети Интернет и т. д., а также различные инструкции и положения. Наряду с этим наша компания оказывает весь спектр услуг по созданию документов по техническому и рабочему проектированию.

Система управления информационной безопасностью организации строится из двух основных компонентов – регулярной оценки рисков и четкой регламентации принципов, процессов и отдельных процедур, направленных на обеспечение безопасности информационных систем.

В этой связи одним из приоритетных направлений является предоставление услуг по разработке пакета нормативных и организационно-распорядительных документов, описывающих совокупность политик информационной безопасности организации.

Такими документами являются:

концепция информационной безопасности; политики информационной безопасности, включая инструкции, регламенты и другие нормативные документы; план развития системы информационной безопасности.