Телевидение как воплощение синтеза искусств
Тема 5
ТВ-синтез (2 часа)
Лекция 7
Является ли телевидение искусством? Открытый вопрос. По массовости аудитории зрительской превосходит кино.
ТВ – информационная техника, предназначенная прежде всего для репродуцирования произведений других видов искусств (театра, музыки, кино и др.).
Существуют кабельные региональные сети, спутниковое ТВ, лазерные техники связи, объемное голографическое цветное ТВ.
Появление ТВ связано с научно-техническим прогрессом, оно выходит за пределы собственно художественной культуры. Оно имеет возможности для развития в качестве особого вида визуальных искусств.
Использование ТВ имеет более широкий социально направленный характер:
- обеспечивает зрителей информацией о текущих событиях и разнообразных сферах объективного мира,
- влияет на ритмы жизни,
- обеспечивает определенное художественное развитие,
- осуществляет определенное идеологическое воздействие на зрителей.
Аспекты:
- научно-технический
- социологический,
- эстетический.
Пример современной массовой коммуникационной сети. ТВ имеет глобальный характер
Характер и функции ТВ как средства массовой коммуникации:
- Включение в массовые коммуникационно-информационные процессы – важная особенность жизни современного человека;
- ТВ оказывает влияние на социокультурные процессы, включает человека (опосредованно) в систему социальных связей, определяет (задает или выявляет?) динамику и направление развития общества;
- Коммуникационный процесс не нейтрален, несмотря на основную функцию ТВ как репродукционной техники. ТВ распространяет и пропагандирует в обществе разнообразную информацию, обеспечивает (в определенной степени) освоение багажа науки, техники и искусства (образовательные и просветительские передачи, научно-популярные телефильмы);
- ТВ формирует идеологически лабильное (мягкое, податливое, восприимчивое) мировоззрение, о социальной функции которого индивид даже не подозревает. Оно может быть направлено также и на развитие человека, на формирование культурного и научного мировоззрения, определенных нравственных идеалов;
- Информация как связующее звено между культурой и мышлением человека должна соотноситься со скоростью ее осмысления. Дефицит осмысления информации при наличии бесконтрольного ее количества – отличительная черта массовых коммуникативных техник ТВ.
В качестве средства массовой коммуникации имеет побочный эффект воздействия в том, что рассекает общество на изолированные индивиды владельцев персональных телеприемников, обеспечивающих наиболее прочную, а иногда и единственную, связь с миром, не покидая пределом собственных жилищ.
ТВ обеспечивает синхронную передачу на большие и малые расстояния и соответствующее воспроизведение звука и изображения.
Цветное стереоскопическое изображение не только создает иллюзию реальности, но и заменяет собой саму реальность, стирает грань между реальной и иллюзорной действительностью.
Пагубные последствия бесконтрольных телепросмотров:
- ТВ становится орудием оглупления масс;
- Оболванивает непрерывным потоком информационного воздействия и развлечениями, от которых некуда скрыться;
- Непрерывное зрелище парализует волю, убивает желание действовать, т.е. жить.
Находится в процессе становления (с начала 1960-х гг.) и разработки собственных художественных приемов и эстетических принципов.
Огромно информационное, просветительское значение ТВ.
Жанры специфического ТВ-зрелища:
- Трансляция в записи или в прямом эфире различных общественных и культурных событий (митингов, демонстраций, концертов, спектаклей, спортивных матчей),
- Телерепортаж с места события,
- Документальный фильм,
- Многосерийный телефильм (сериал),
- ток-шоу («говорящие головы»),
- Игры, конкурсы (коммерчески-развлекательные).
Главное завоевание ТВ – документальность, подлинность живого контакта с реальностью, донесенная до зрителя.
А телесериале – «эффект присутствия» зрителей, т.е. отражение синхронности в характере показа действия и его восприятия. Отсюда несколько замедленный ритм развития событий, обилие диалогов, возвраты в действии или повторы отдельных событий.
Специфические телеприемы
- Серийность, ежедневная трансляция фильма в одно и то же время на протяжении длительного времени;
- Окончания серий в неожиданных местах, интригующие концовки подпитывают интерес зрителей;
- «Закадровый голос» комментатора (автора = самого зрителя);
- Вставки кино-или телехроники врезки реальной жизни);
- Включение в действие реальных публичных персон или документальных материалов.
Рассчитано на миллионную аудиторию, воспринимается индивидуально в «домашнем» режиме просмотра вне публичного пространства (камерный индивидуальный характер восприятия информации) – камерный характер восприятия, ослабление публичного пафоса.
ТВ экран предполагает интимное личное (задушевное, лирическое, проникновенное и т.д.) общение с миллионной зрительской аудиторией как с отдельным человеком, способность обращаться непосредственно, напрямую к каждому зрителю как к единственному.
Воспроизведение «живых» явлений на пленке в прямом эфире или в записи отражает репродукционные возможности ТВ.
ТВ максимально приближает произведение искусства, тиражированное и транслируемое через телеприемник, к конкретному зрителю в каждый дом, как бы уничтожая дистанцию и присваивая его, «одомашнивая». Так, непосредственная «доступность» восприятия (потребления) переходит в иллюзию понимания и освоения культурных ценностей на уровне понимания, доступном данному конкретному индивиду. А духовно несозревший индивид объявляет доступное ему видение и понимание критерием коллективных (общественных) духовных и культурных ценностей, а затем и навязывает их окружающим в качестве нормы.
ТВ передачи в «прямом эфире»:
создают эффект реальности, непреднамеренности жизненного материала и разворачивающихся событий («жизнь, захваченная врасплох»).
Живой процесс контакта со зрителем также реализуется через прямой эфир (в реальном времени) и в интерактивном режиме (к примеру, вопросов и ответов).
Интерактивный режим: двусторонняя связь со зрителями осуществляется через ведущих прямого эфира. Последний оказывается медиатором (посредником) в коммуникационном процессе.
Отличительная особенность – максимально развитое импровизационное начало в работе телеоператора, в репортаже, в работе диктора или тележурналиста-ведущего.
Специфика ТВ – органичный сплав документальности и художественного мышления. Подпитывается опытом и художественной спецификой других искусств (кино, театра), в то же время оказывает и на них воздействие.
В режиме «документального» творчества особая роль отводится отбору фактов, должных сформировать у зрителей определенное отношение к изображаемым событиям, (определенный «угол» подачи информации) идеологическая подоплека.
Различия восприятия ТВ и кино диктуют особые методы работы с камерой, использование определенных ракурсов, приемов монтажа, крупные планы и т.д.
Ведущая современная тенденция в теле-творчестве:
элементы различных жанров (развлекательный, образовательный, информационный, аналитический, идеологический и т.д.) нередко сочетаются в одной передаче (телешоу).
Тема 6 Дизайн-синтез (4 часа)
Лекции 8-9