Базовые документы во взаимодействии со СМИ

 

Информационный пакет для прессы (пресс-пакет, пресс-кит, медиа-кит) -- один из основных инструментов связей с общественностью, так как он включает несколько видов материалов и широко используется во время самых разных мероприятий: пресс-конференций, презентаций, выставок, годовых собраний акционеров и т.п. Многокомпонентность пресс-пакета отвечает его главной задаче -- предоставить СМИ исчерпывающую информацию о происходящем событии и его основных действующих лицах, чтобы облегчить журналистам процесс написания будущих материалов. Пресс-пакет должен быть рассчитан не только на присутствовавших на специальном мероприятии журналистов, но и на других заинтересованных репортеров, которые не смогли присутствовать, и должен представить полную картину происходящего. Содержание пресс-пакета предусматривает возможность последующего обращения к его материалам в качестве справочных.

 

Рассмотрим состав и структуру пресс-пакета. В минимальный стандартный набор документов для пресс-пакета входит:

 

¦ пресс-релиз;

 

¦ информационное письмо (бэкграундер) и/или фактическая справка (факт-лист);

 

¦ один или несколько дополнительных материалов (в зависимости от характера проводимого мероприятия).

 

Более полный пресс-пакет помимо перечисленных материалов может включать:

 

1) программу мероприятия;

 

2) заявление для прессы;

 

3) интервью с основными действующими лицами;

 

4) биографию с фотографиями;

 

5) занимательную статью (feature);

 

6) историю из жизни (case story);

 

7) вырезки из газет;

 

8) форму, получившую название «вопрос-ответ»;

 

9) брошюру;

 

10) корпоративное издание;

 

11) годовой отчет.

 

Конкретный набор входящих в пресс-пакет документов зависит от характера мероприятия. Например, если пресс-пакет предназначен для распространения во время пресс-конференции, он состоит из:

 

¦ пресс-релиза;

 

¦ программы мероприятия;

 

¦ информационного письма о теме пресс-конференции;

 

¦ фактических справок о предмете пресс-конференции, где указаны необходимые цифры и графическая информация;

 

¦ заявления для прессы (тексты выступлений основных действующих лиц пресс-конференции);

 

¦ списка почетных гостей;

 

¦ биографий основных участников с их фотографиями;

 

¦ фотографий и других визуальных материалов по теме пресс-конференции.

 

В последнее время в пресс-пакет вкладывают и материалы сайта организации в качестве «визуальной визитной карточки» на диске.

 

Необходимо помнить, что чересчур полные пресс-пакеты, содержащие все детали и факты, не выполняют условия быстрого и легкого поиска информации, необходимого для корреспондентов. У репортера, постоянно находящегося в состоянии спешки, так как срок подачи материала истекает, нет достаточного количества времени, чтобы просмотреть все содержимое папки. Журналисту нужно быстро найти необходимую информацию, и задача специалиста по связям с общественностью -- наиболее эффективно организовать и подать предлагаемый материал.

 

Что касается оформления пресс-пакета, то существует два наиболее распространенных способа: более простой способ подбора всех необходимых документов в папку и более сложный и затратный способ объединения материалов в сброшюрованную «книгу».

 

В первом случае в папку удобно вкладывать уже подготовленные информационные материалы (бэкграундеры, биографии руководителей, брошюры и т.п.). Такой формат характерен для выставок, презентаций, незаменим в случае кризисных ситуаций, когда информация может поступать в режиме реального времени.

 

Если предпочтение отдано этому способу, то используется папка стандартного размера -- формата А4 -- с двумя отделениями, логотипом или эмблемой организации. В правое отделение помещается вся наиболее важная текстовая информация (собственно пресс-документы), в левое -- приложения, материалы справочного (фотографии, биографии и пр.) и рекламного характера.

 

Западные практики советуют начинать пресс-пакет коротким пресс-релизом, представляющим новостное событие, за которым следуют бэк-граундер, факт-листы, фотографии и т.д.

 

Если речь идет о специально подготовленной акции, то использование второго способа может быть более оправданным. Сброшюрованный пресс-пакет строится по принципу постепенного развития основной темы. По сравнению с предыдущим способом книга-брошюра обладает несколькими преимуществами. Во-первых, сброшюрованность позволяет сохранить весь комплект материалов в целости и сохранности. Во-вторых, красиво оформленный пресс-пакет может быть сохранен журналистом и пригодится ему впоследствии. Однако в этом случае могут возникнуть и определенные неудобства при работе с материалами, так как отдельный документ проще носить с собой и обрабатывать при необходимости.

 

Однако независимо от способа оформления пресс-пакета первичной всегда будет оставаться информация и форма ее подачи.

 

Таким образом, пресс-пакет -- это портативная и доступная энциклопедия о том, что представляет собой организация или конкретный человек. Создание такого информационного пакета материалов, который всесторонне описывал бы деятельность организации, облегчает работу специалиста по связям с общественностью.