Служилое и тягловое население.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ МОЛОДОГО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

В XIV-XV вв. на Руси идет бурное развитие феодализма. В сфере хозяйственных интересов знати оказалась земля. Феодальное землевладение – главная форма богатства князей, бояр, духовенства – быстро укрепляется. Все больше крестьян подвергается феодальной эксплуатации. Этому способствовали частые набеги врагов, приводившие к массовому разорению и активной миграции. В таких условиях сами крестьяне нуждались в поддержке и покровительстве со стороны хозяев земли, что, естественно, было связано с процессом закрепощением землевладельцев.

В феодальной России существовали две формы крупного землевладения: вотчина и, с XV в., поместье, различавшиеся по объему владельческих прав. В вотчине земля принадлежала феодалу по праву наследования пользования: вотчинник мог завещать, продавать, дарить свою землю. Чтобы успешнее эксплуатировать свою вотчину, иметь военную поддержку, владелец часть земли передавал своим вассалам на определенных условиях («условное землевладение»). Поместьем нельзя было распоряжаться без разрешения собственника-сюзерена. В XV в. поместный принцип утвердился как основной во взаимоотношениях государства и его служащих.

Формирование поместной системы шло следующим образом. Часть вотчинных и общинных земель присоединенных удельных княжеств и республик конфисковывалось в пользу государственного фонда земель, что позволило сосредоточить в руках государства огромные материальные ресурсы. Этот государственный фонд и стал основой поместной системы.

Наряду с ростом боярского землевладения в XV в. шел процесс дробления вотчин, так как боярские семьи были многодетными. К концу XV в. старое боярство разделилось на собственно бояр и «детей боярских», младших в семье. Они имели мало земли и были совсем безземельными. Иван III как раз и стал раздавать государственные земли «детям боярским», «испомещать» их на землю. Эти земли получались не в наследственное, но в пожизненное владение при условии несения военной службы дворянина «конно, людно и оружно». Такая система условного (поместного) землевладения позволяло государству всегда иметь в своем распоряжении значительную военную силу в лице дворянского ополчения, не затрачивая на содержание никаких средств. К концу XV в. поместная система становится ведущей формой землевладения, а дворяне главное свое занятие видят в военной службе.

Основную массу жителей России составляли крестьяне. В стране были «черные волости» - земли, не попавшие в частновладельческое подчинение. На них жили черносошные (государственные) крестьяне-общинники, строившие свою жизнь на принципах общинного самоуправления и платившие налоги только великому князю. Оценивая аграрную политику «государя всея Руси», многие современные исследователи отмечают, что в конце XV – начале XVI вв великокняжеская власть была заинтересована в сохранении и умножении фонда черных и дворцовых земель. Крестьянство же способствовало сохранению материального перевеса великокняжеской власти над ее противниками.

Ко второй группе относились владельческие крестьяне, платившие в пользу землевладельцев – дворца, вотчинников, помещиков – натуральный оброк, который с конца XV в. начинает заменяться денежным. В это же время появляется и более тяжелая повинность – барщина.

В конце XV в. резко растет число российских городов. В отличие от древнерусских, они были не только административными центрами, но и средоточием торговой и ремесленной жизни. Основную часть населения составляли лично свободные граждане – торговцы и ремесленники, несущие «тягло». Городское сословие получило наименование «посадские люди». «Лучшими» людьми города была купеческая верхушка, в руках которой сосредоточивалась основная власть на посаде.

Что касается казачества, то одни авторы относят его к особому социальному сословию, состоявшему на службе у государства и получавшему за это чины и звания, другие видят в казаках этническую группу в составе русского народа или даже самостоятельный этнос, третьи считают, что казачество складывалось из людей, уходивших из восточных и западных русских земель на неосвоенные территории, смешивавшимися с кочевниками и приобретавших постоянную этническую и социокультурную особенности. Вероятно, казачество можно характеризовать как этносословные группы, компактно и относительно автономно (как самоуправляющиеся области) проживавшие на границах Российского государства и несшие военную службу.

Высший слой общества, сложившийся на Руси в XIII-XIV вв., состоял из князей, бояр, слуг вольных и слуг подворских. Все они были феодалами. Князь не мог служить боярином другого князя, а бояре не могли быть князьями. Боярин волен был покинуть князя без предупреждения в любое время. (После становления Московского государства они потеряли это право).

В XV в. появилась новая иерархия. Поначалу, став подданным государя, удельные князья и их многочисленные потомки имели законное право проживать и служить где и кому хотят. Постепенно права потомков местных княжеских династий начинают сужаться, их социальный статус понижается. В XV в. понятие «боярин» превратилось в титул, которым великий князь наделял своих советников. Княжеская знать могла сразу получить боярство. Таким образом, верхушку боярства составляли титулованные княжеские рода. Потерявшие свои великокняжеские и удельные «столы» и перешедшие на службу к московскому государю. В основном это были ветви древнего рода Рюриковичей и литовского княжеского рода Гедиминовичей. Переходя в разряд московских бояр, они занимают высшие государственные должности.

Основную часть помещиков (дворян) составляли мелкие служащие великих князей, потомки вотчинных родов, переселенцы из других княжеств в Московское. Все дворяне, пользовавшиеся землей постольку, поскольку они служили государю, зависели от трона.

Привилегированным сословием было духовенство, владевшее огромной земельной собственностью. В конце XV – начале XVI в. монастырские земли занимали треть территории государства, на них трудились так называемые монастырские крестьяне. Церкви жертвовали земли и великие князья, и бояре, часть переходила по завещанию тогда, когда прерывался род. На Западе духовенство, стремившееся к автономии от светской власти, как отмечает Р.Г.Скрынников, консолидировались ранее других сословий. На Руси процесс консолидации затронул дворянство раньше, чем духовенство. В целом же процесс формирования сословий в России протекал медленно. Однако в XV-XVI вв. сословная система в основном была сформирована (завершение этого процесса относится к XVII в.), обязанности сословий – определены. Характер социальной структуры общества определили обязательное подчинение сословных интересов государственным, четкость и закрытость сословных границ.