ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА

ДРЕВНЯЯ РУСЬ И КОЧЕВНИКИ. ОТНОШЕНИЯ С ВИЗАНТИЕЙ

Внешняя политика Киевской Руси решала следующие задачи: укрепление государства, охрана границ и обеспечение безопасности населения; развитие торговых, дипломатических, культурных связей с окружающим миром, расширение территории.

Жизнь Древнерусского государства протекала в постоянном противоборстве со Степью. В 829 г. сложился союз печенегов, кочевавших до конца IX в. между Аралом и Волгой, а затем занявших причерноморские степи. Славяне в течение всего X в. вели с ними борьбу и в конце концов победили. Русские князья даже использовали печенегов в качестве наемников в далеких военных походах.

После ухода с восточной территории печенегов главенствующее положение в степях заняли половцы (или копчаки, куманы). Территория их кочевий называлась половецкой степью и охватывала причерноморские и восточноевропейские степи. В XI - начале XII в. половцы жили племенными союзами во главе с ханами и совершали регулярные набеги на восточнославянские земли. До начала XIII в. Русь пережила около пятидесяти половецких вторжений.

Кочевая экспансия с востока вынуждала укреплять войско, тратить много сил и средств на строительство оборонительных сооружений, истощая в какой-то степени государство. Однако в целом кочевая культура не сказалась на оседлой, земледельческой и городской, культуре Руси.

Главные экономические, политические и династические отношения Русь имела с Европой и Византией. В 907 г. Олег ходил походом на Царьград, в 912 г. с ним был заключен договор, в котором оговаривались условия торговли, статус русских и прочее. Князь Игорь совершил два похода на Византию. Оба государства обменивались мирными посольствами, русские послы и купцы во время своего пребывания в Царьграде в течение полугода имели право на содержание за счет византийского правительства, в том числе на бесплатное пользование правительственными банями. На обратный путь их снабжали продовольствием и судовой снастью. Русь обязывалась помогать греческим купцам в случае кораблекрушения и др.

Походы на Византию носили иной характер, нежели военные столкновения со Степью. В IX-X вв. это была борьба молодого варварского государства с крупнейшим центром и наследником античной цивилизации, борьба за развитие экономических и культурных связей. Принятие Русью христианства укрепило эти связи и тем самым упрочило ее международное положение.

В процессе развития от племенного строя к государству социально-политическая структура восточных славян прошла три основных периода:

1) межплеменные объединения – VIII-IX вв.;

2)появление государства как политического объединения автономных племенных княжений, князья которых были подчинены киевскому князю, - конец IX – первая половина Х в.;

3) формирование государства – середина – вторая половина Х в. его главные признаки:

· Публичная власть в виде княжеской династии Рюриковичей с аппаратом княжеского административно-судебного управления при постепенном снижении роли веча;

· Территориальное деление не по племенам, а по волостям с городами и погостами, заменой родоплеменных отношений на территориальные;

· Фиксированная податная система («подымное» - от дома подать белкой, куницей и проч.; «полюдье» - дань, дар, повоз) и начало поземельного обложения в виде оброка.

Идеологическое оформление эти социально-политические процессы получили в принятии христианства как государственной религии. Созданное государство можно характеризовать как раннефеодальное, в котором процесс генезиса феодализма еще не завершился. Экономически и политически господствующим был класс землевладельцев-феодалов, но свободное крестьянство сохранялось.

Единство Киевской Руси держалось на силе киевских дружин, на единстве княжеского рода и церкви, на общности геополитических интересов восточных славян, их этническом родстве, сходстве общественно-политического устройства и ментальности. Так, роль богатства сводилась у них в немалой степени к способу повышения престижа. Князья и знать тратили богатства на организацию пиров, дарения, дачу милостыни и проч. Идеалы общества и князей совпадали. Благочестивых князей любили не только при жизни, но и после смерти, перенося свою любовь и привязанность на их потомков. Память о них веками жила в народном сознании, являлась отражением идеала глубокого, гармоничного взаимопроникновения народа и власти, выработанного восточными славянами в древности и наиболее отвечающего историческим стремлениям и чаяниям русских людей.

Киевская Русь характеризуется как огромный межплеменной суперсоюз с центром в Киеве, который в XI-XII вв. распался на независимые города-государства, окруженные многочисленными сельскими общинами. (Феодальной Русь стала в XIV-XV вв.). Дружинные отношения сохранялись до XIV в., оставаясь антиподом отношений феодальных. Основой политической жизни была непосредственная демократия, выражавшаяся в прямом участии населения в городских народных собраниях (вечах). Базовой структурой древнерусской цивилизации выступала территориальная община в различных формах (от городской до сельской).

Древняя Русь бесспорно была частью Европы, развивалась в том же темпе и в том же направлении. Отличала страну внутренняя сплоченность, всенародное единство. Это было время великих свершений, «героическая эпоха», былинное царство. К XI в. имя «Русь» приобрело этногосударственное значение. В пределах единого древнерусского государства завершилось формирование древнерусской народности.

Сложившееся на восточной оконечности европейского континента Древнерусское государство сыграло выдающуюся роль в формировании облика средневековой Европы в целом, ее политической структуры, международных связей, ее экономической эволюции, культуры. Оно влияло в IX-XI вв. на положение Византии, Хазарского каганата, Болгарских государств на Волге и на Балканах, прикрывало центральную и западную Европу от кочевников-печенегов и половцев, своей борьбой с немецкими захватчиками надолго изменило соотношение сил в Прибалтике, Центральной и Северной Европе.