МЕСТО РОССИИ ВО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

История России – часть мировой истории. Поиски ее места в мировом историческом процессе ведутся уже не первый век. Существует несколько точек зрения по этой проблеме.

Первая сводится к тому, что по географическому местоположению своего исторического центра, влиянию христианской религии, историческим корням в Греко-византийской и западноевропейской культурах Россия принадлежит к западному типу цивилизации. Как составную часть Европы предлагали рассматривать ее «западники», или «европеисты». Они утверждали, что Россия с принятием христианства стала вместилищем ценностей, которые лежат в основе западной цивилизации. Окончательно встав на путь европеизации со времен Петра I, страна просто немного отставала в своем развитии, поэтому ее задача – как можно быстрее идти по западному пути.

Этой точке зрения близка марксистская концепция истории России. Ее сторонники предлагают рассматривать Россию по аналогии с обществами западной цивилизации. Как и а Европе, в России происходила смена общественно-экономических формаций, хотя и с некоторым запозданием. Однако во второй половине XIX в. она резко ускорила свое развитие и почти одновременно с Западом подошла к монополистическому капитализму, а затем быстрее других к следующей стадии развития – к социализму. Правда здесь возникают вопросы, когда и каким образом Россия успела опередить Европу, в чем это выразилось, и почему ни одна из развитых европейских стран не последовала ее примеру. Теория не дает ответа на эти вопросы.

Высказывается и противоположное мнение, согласно которому, попытки приобщения России к западной цивилизации закончились неудачно. Она осталась страной цивилизации восточного типа, т.к. на ее развитие решающее воздействие оказывали восточные культуры. Об этом можно судить и по форме правления (российское самодержавие являло собой тип восточной деспотии), и по особенностям российского менталитета с его коллективизмом, элементами раболепия, подданническим характером общественных отношений, «безумным молчанием всего мира» и т.п.

Сторонники третьей точки зрения отстаивают идею самобытности России. В середине XIX в связывали эту идею со своеобразным путем развития страны, который, в свою очередь, определялся прежде всего православием. Русской жизни присущи высокая духовность с центральной идеей соборности, общинное устройство социальной жизни, формировавшее у людей лучшие душевные качества.

Идея об особом месте России в мировой истории и ее особой миссии волнует российские умы на протяжении нескольких столетий. «одна из самых печальных особенностей нашей своеобразной цивилизации,- отмечал П.Я.Чаадаев, - состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах, мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку и не имеем традиций ни того, ни другого»[7]. Природные, географические, этнические, религиозные (как православные, так и языческие) признаки, исследуемые сторонниками данной точки зрения приводят авторов концепции к мысли о своеобразии России, ее уникальности, неповторимости в мировой истории.

Л.И. Семенникова предлагала считать Россию цивилизационно неоднородным обществом. «Это особый,- пишет она,- исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам жизнедеятельности, объединенных мощным централизованным государством с великорусским ядром, цивилизационная парадигма развития этого сложного огромного общества на разных этапах истории менялась»[8]. Россия «дрейфует» между Западом и Востоком.

Каждая из позиций, определяющих место России в системе мировых цивилизаций, имеет свои сильные и слабые стороны, каждая из них опирается на исторические российские реалии, и, несомненно, каждая из них имеет право на существование.

Как утверждал Гегель: «Нет учения, которое в известных обстоятельствах не было бы истиной; и то, что может считаться истиной чистейшей воды, ввиду своей всеобщности в особых обстоятельствах требует особого применения, ограничения, то есть не во всех условиях безусловная истина»[9].

 

Россия, как представляется, не дала ответа на поставленный выше вопрос до сих пор. Крутые повороты истории сдвигали Россию в сторону то Востока, то Запада. Вобрав в себя элементы разных цивилизаций, она не стала самостоятельным «европейским типом».