ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД

Далее, уместно вспомнить здесь всеобщие законы развития и основные категории диалектики.

Согласно первому закону диалектики всем вещам и процессам свойственна внутренняя противоречивость, и именно это составляет источник и движущую силу их развития. Любой предмет, любое явление мира является внутренне противоречивым. Любое развитие осуществляется через борьбу противоположностей. Нет борьбы, нет развития. Одними из основных являются противоречия между формой и содержанием, между качеством и количеством.

Второй - Закон перехода количества в качество и обратно.

Качество, как одна из основных категорий диалектики определяется, во-первых, как совокупность тех или иных свойств. Отдельные свойства могут изменяться или даже исчезать без того, чтобы вещь перестала быть самой собой, а качество представляет собой нечто большее, чем простая совокупность даже существенных свойств, ибо оно выражает единство, целостность вещи, ее относительную устойчивость, тождественность с самой собой. Качество тесно связано со структурностью вещи, т.е. определенной формой организации, составляющих ее элементов, свойств, вследствие чего оно есть не просто совокупность последних, а их единство и целостность.

Существенное отличие количества от качества заключается в том, что можно изменить некоторые количественные свойства без того, чтобы вещь претерпела какие-либо значительные перемены.

Взаимосвязь между качеством и количеством называется мерой вещи. Категория меры выражает такое соотношение между этими сторонами объекта, когда качество его основано на определенном количестве, а последнее есть количество определенного качества. В нашем случае диалектическим количественным содержанием постоянно изменяющимся является уровень культуры граждан, а диалектической формой является форма государственно-правового устройства. Причем форма, обладая необходимым ей свойством устойчивости, может изменяться лишь скачками, сохраняясь стабильной в достаточно большие периоды времени.

Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания. В процессе развития существенную роль играет отрицание. Противоречивость вещи означает, что она содержит в себе собственное отрицание. Оно - закономерный и неизбежный момент во всяком развитии. «Ни в одной области, - писал К. Маркс, - не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования»[4]. Но смысл диалектического развития – в таком способе отрицания, который обуславливает дальнейшее развитие. Одним актом отрицания диалектическое развитие не исчерпывается. «За ним следует новое отрицание, которое, по словам Гегеля, определяется как тот синтез, который преодолевает первые «абстрактные, неистинные моменты», т.е. «абстрактные» и «неистинные» в смысле их односторонности, незавершенности».[5] На ступени второго отрицания неизбежно восстанавливаются некоторые черты исходной формы, и двойное отрицание ведет к восстановлению некоторых сторон этой исходной формы.

Данный закон предполагает обязательную преемственность части свойств старой формы, возвратность к некоторым моментам предыдущих форм, но уже на новом качественном уровне. Этот закон предопределяет необходимость на каждом этапе преобразований формы три фазы – «тезис, антитезис и синтез». Фаза синтеза есть объединение положительных составляющих, как предыдущего, так и нового тезиса, его отрицающего. В результате этого синтеза образуется новая форма, эффективность которой выше предыдущей.

При отсутствии фазы синтеза голое отрицание без преемственности не может привести к положительному результату.

Закон соответствия

В категориях Гегеля рассматривается человеческая история, как процесс реализации свободы по мере повышения уровня культуры.[6] В данном случае - количественной стороной социального развития (диалектическим содержанием) является уровень культуры, а качественной (диалектической формой) - уровень свободы, выраженный в способе государственно-правового устройства общества и складывающегося политического режима. Критерием соответствия формы содержанию является эффективность данного социума в решении общих задач.

3.3. МЕТОД ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ. ТЕОРИЯ «ПОЛУКОНУСА»

На базе данных категорий и принципа историзма автором настоящей работы предложена модель исследования исторического процесса на основе метода графического моделирования - "Теория Полуконуса" (после вызова гиперссылки правой клавишей мыши вызовите меню, из которого выберите опцию «во весь экран»). Данный метод актуален, прежде всего, для исследования социальных процессов российского общества, позволяет в определенной степени объяснить исторические факты, выявить глубинные причины современного упадка государственности России, предсказать перспективу ее развития, выявить приоритеты, необходимые для практических действий по выводу страны из кризиса.

В основе «Теории Полуконуса» лежит закон Соответствия, который можно сформулировать так: «Уровень свободы людей в обществе, выраженный в форме государственно-правового устройства, должен соответствовать уровню их культуры, при этом эффективность в решении общих задач будет максимальной».

Если использовать выведенную принципом историзма закономерность последовательного совершенствования формы государственно-правового устройства смены одного исторического типа государства другим, как правило, - более совершенным и демократичным, то в графической форме закон соответствия будет выражаться на графике Рис. Прил. 1 в виде восходящей прямой OS.

Более подробно эта теория рассматривается в заключительно теме курса.