Идиот».

 

 

Роман считается самым загадочным у Д. особая сосредоточенность на проблематике богочеловека, в пятикнижие с этого романа начинает входить образ ИсХ. Д, изображая ИсХ, вынужден обращаться к другим произведениям, ИсХ всегда будет молчать, опора на евангелийские и другие тексты. Проблема второго пришествие ИсХ – одна из вечных тем христианской литературы. Это проблема по-своему организует этот роман. Д ИсХ как такого не делает главным героем. Позицию богочеловека выражает князь Мышкин. Князь – главный герой романа, в одном из писем Д называет князя положительно-прекрасным человеком, в черновых материалах даётся определение «князь-Христос» трижды, но в каноническом тексте этого нет. Князем часто называют Сатану. Герой был назван идиотом с первой черновой записи. Идиот – противоречивое понятие: юродивый, святой – больной человек. Князь Мышкин – первый герой-эпилептик, поэтому он идиот в медицинском определении. Имя Мышкина несё внутреннюю противоречивость Лев Мышкин (Лев Николаевич - Толстой). Роман вышел в 1868 году. Как и у Толстого у князя реальная дворянская фамилия (В Истории государства Российского есть князь Мышин – строитель постоянно разрушающегося храма Богородицы). Роман Д – самый обсуждаемый.

Мышкин возвращается в Россию из Швейцарии (Руссо), где лечился от эпилепсии. На основе Руссоизма созданы психиатрические клиники. Мышкин встречается с бедной девушкой Мари, спасает Мари с детьми, мир взрослых – мир насилия. Вся история Мари и детей – предыстория романа. Парфён Рогожин, купеческий сын, возвращается домой, узнав о смерти отца и одержим страстью к Настасье Филипповне, её история похожа на Историю Сони, с ней связана история падшей женщины. Как только КМ узнаёт о НФ, он быстро улавливает суть их отношений. Весь роман – попытка спасения от убийства. «Идиот» - большой диалог о возможности спасения от преступления. КМ пытается спасти и убийцу, и жертву. Весь сюжет романа – история о том, как делаются попытки предотвращении убийства, сюжет с отложенным убийством. Двойственность КМ, князь-спаситель. Д вводит в роман в сцене с Епанчиными (КМ разговаривает с лакеев) собственный рассказ о своём приговоре и смертной казни, личный рассказ о насильственной смерти. Знание о смерти, попытка её отложить и невозможность это сделать.

Лизавета Прокофьевна Епанчина и её три дочери – один из самых обаятельных образов, ведёт себя как ребёнок, её дочери: доброта, художница и красавица. Две красавицы: НФ и Аглая. Продолжение рассказа о НФ: Тоцкий готов выдать её замуж. Портрет НФ – тема спасения. Специфика романа в том, что Д иначе размышляет о жертве. НФ делит с Рогожиным ответственность за свою смерть, в ней нет христианского смирения Сони, в сущности с её образом связана проблематика чаловекобожия, она не считает себя греховной. НФ в своей ситуации винит всех, кроме себя, поэтому она горда и в ней нет добра. Бахтин ввёл понятие «конклавные сцены» - в каждом романе Д бывает сцена общего сбора героев, происходит большой диалог. С романа «Идиот» этих сцен становится очень много, это не просто общий сбор, а сцена скандалов, которые связаны с НФ. Она входит в роман скандалом, появляясь в доме Иволгиных, в скандал превращается её День Рождения. Она порождает скандал, даже если его нет. Появление Рогожина со скандалом – первая встреча влюблённых, он врывается к ней и приносит пакет денег.

По мере развития романа КМ пытается спасти убийцу и НФ. Рогожин начинает испытывать к КМ сложные чувства: и братское чувство и чувство ревности. Тема роковых любовных треугольников. НФ, встретившись с Мышкиным, испытывает чувство любви \ благодатности (Впервые Человека видела). КМ посещает дом Рогожина, мрачный, страшный. Между ними состоялся сложный разговор, они обменялись крестами и побратались (братья во Христе). По мере развития романа КМ ощущает агрессию рогожина, в романе существует попытка убийства Рогожиным Мышкина (Парфен, не верю!), после этого к КМ возвращается эпилепсия и он вновь заболевает. Это то, что со спасителем делает современный мир. В доме Рогожина висит копия картины Гольбейна мл. «Мёртвый Христос в гробу». Впервые в роман входит образ ИсХ – мёртвый, но который начинает воскресать (усиление двойственности КМ). Мёртвый христос Гольбейна – первая большая цитата (ПиН – воскресение Лазаря), другая цитата – «Жил на свете рыцарь бедный» Пушкина. Ряд событий в Павловске на даче Лебедева, где живёт КМ, там же новые конклавные сцены. Второй любовный треугольник: КМ, НФ, Аглая. КМ любит НФ, как любил Мари. КМ любил НФ любовью-жалостью. Любовь КМ к Аглае – любовь-страсть. История невинности КМ. Аглая с её невинность преклоняется перед КМ, перед его отношением к НФ. С определённого момента КМ называют Рыцарь бедный (рыцарское отношение к НФ). Финал стихотворения – предсказание финала романа. Встреча-скандал НФ и Аглаи. КМ раз за разом выбирает НФ, т.к он пришёл спасти её от убийства. До встречи НФ и Аглаи они вступают в переписку. НФ пишет несколько писем, которые КМ называет безумными. В этих письма есть вторая картина, изображающая ИсХ. Эта картина придумана НФ (т.е Достоевским).

Лебедев – третий персонаж, въехавший в Петербург вместе с КМ и Рогожиным, в начале он шут, готовый ради денег на всё. На даче он поворачивается новыми гранями. Он прекрасный отец, его семейство нельзя назвать случайным, он прекрасный отец, духовный наставник и религиозный философ, толкователь Апокалипсиса. Человек в мире Д способен буквально на всё. С Лебедевым входят в роман нигилисты (молодые люди революционно-демократических взглядов), несущие постоянный скандал. Среди группы нигилистов на первый план выходит Ипполит Терентьев. Он становится равным по значимости главным героям во второй половине романа. Тереньтьев очень молод и болен чахоткой, он на пороге оттянутой смерти. Конклавная сцена – несостоявшееся самоубийство ИТ. Он читает «Моё необходимое объяснение», которое входит в роман, как самостоятельный текст. Ит обречён на смерть, сквозь неё он воспринимает мир. В его объяснении второй раз появляется Мёртвый Христос, в его понимании ИсХ умер, он живёт в мире мёртвого Христа, на этом фоне он решается на самоубийство, решив самому распорядится своей жизнью, но револьвер даёт осечку. Через несколько недель он умирает (тема отложенной смерти).

«Мир спасёт красота» - продолжение темы спасения, эта фраза дважды цитируется как принадлежащая КМ, но он не признаёт эту фразу своей, тема отложенности. В черновиках к «Бесам» «Мир спасёт красота Христова». В романе «Идиот» царит мёртвый Христос. Красота связана с образом КМ, который пришёл, пытаясь создать рай на земле. Но в последствии КМ начинает затягиваться в реальность этого мира. Ситуация драматизма судьбы КМ к концу романа качественно нарастает, оказывается связанной с темой любви. КМ становится женихом Аглаи на званном вечере у Епанчиных, который оборачивается скандалом. Учительское философское начало КМ проявляется наиболее ярко, он произносит развёрнутый монолог, в который Д вкладывает идеи почвенничества. Тема народа-богоносца – тема КМ.

Побеждает любовь-жалость, КМ становится женихом НФ, Р увозит её из-под венца и убивает её. В какой-то мере можно говорить о самоубийстве НФ.

Р и КМ, противоположные друг другу, в итоге почти слились друг с другом.

Заключение.

Коротко рассказывается о судьбе героев. Семья Епанчиных посещает КМ в швейцарской лечебнице. Финал заключения – слова Лизаветы Прокопьевны. Существует версия, что её последние слова – некое почвенничество ЛП.