Преступление и Наказание».

Бедные люди».

Вышел роман в 1846 году, современники восприняли роман в гоголевской традиции, ранние произведения Д не скрывают гоголевской традиции, подчёркивается тема маленького человека. Главный герой – Макар Девушкин. Бахтин сказал, сто в «Бедных людях» Д совершил малый коперниковский переворот. Маленький человек о себе говорит сам, Д даёт ему такое право. Роман БЛ – роман в письмах, нет ни одного авторского слова, тоько переписка Девушкина и Вареньки и её дневник. Творчество Д начинается с диалога. М и В – двльние родственники, они живут напротив друг друга. Д создаёт своё первое произведение с целью показать сложные человеческие отношения, взаимодействие двух душ, тема единения и большого диалога. Сам Д понимал новаторский характер своего произведения, и, стилизуясь под Гоголя, вводит два классических произведения: М читает «Шинель» и «Станционного смотрителя» и категорически не принимает «Шинель», отрицает главенство автора, отсутствие права говорить о самом себе. Но принимает «Станционного смотрителя», т.к находит авторскую отзывчивость.

С образом Вареньки возникает традиция Бедной Лизы. В её дневнике история её несчастной любви к умирающему студенту Покровскому. Возникает тема молодой женщины-жертвы современного мира.Некоторые исследователи называют этот роман духовной утопией – отношения М и В – идеальны с точки зрения Д. Последнее письмо М свидетельствует о крушении мира, во время этой переписки оно были не бедными, имели право голоса о самих себе. Название внутренне полимично, противоречиво. Д говорит о том, что нет маленьких людей.

 

 

Первый полифонический роман пятикнижия. Главной проблемой «Преступление и Наказание» - проблематика преступления, личная проблема Д, который 10 лет провёл на каторге и в ссылке. Проблема преступления главная в 60-е годы, которые были кризисным десятилетием. В романе все герои преступники, и все говорят и думают о преступлении. Д много думал над словом «преступление», вкладывал в него смысл переступления через некую нормативно-нравственную черту. По Д это черта кризисной эпохи. Роман – большой диалог о преступлении и наказании. Этот роман ярко проявил почвенничество Д. тема греха и разного к нему отношения. Противопоставление в образе Раскольникова, интеллигентного убийцы, преступника по неволе, и Сони Мармеладовой, воплощения национального народного сознания, говорящая о том, что она грешна, живёт с осознанием своей греховности. Человек из народа готов пострадать за чужое преступления (Миколка). Роман-трагедия: трагедия по содержанию, в сущности не понятно, как Р стал преступником и зачем совершил убийство. Роман организован драматургически: действие романа развивается за три дня на нескольких улицах Петербурга. Герой Д представлен в слове – монологах и диалогах. Герои говорят о преступлении, обсуждают проблему преступления.

 

Родион Раскольников – центральный герой романа. Детство Р абсолютно благополучно, у него добродетельные родители, его очень любят друзья, мать и сестра. Д изображает особый тип убийцы по теории, приходящий к идее убийства теоретически. Отражается теория высокого политического убийства во имя высокой цели, преступлением не являющегося. Бахтин вводит понятие, принципиальное для Д, понятие героя-идеолога (у героя есть своя идея, но ему не достаточно придумать свою теорию, ему нужно воплотить её в жизнь и подчинить ей себя и других). У Р есть теория преступления, которую он разворачивает на материале исторического прогресса человечества. В моменты кризиса нация обращается к своему историческому прошлому, к другим кризисам. Теория Р основана на материале мировой истории, на именах Магомет, Ликург, Наполеон. По мысли Р эти три исторических деятеля создали новую человеческую цивилизацию. Магомет – создатель новой самой молодой религии; Ликург – создатель Римского юридического права, Наполеон – создатель новой европейской истории. Чтобы создать новые религию, закон, историю эти люди шли на гибель других. Исторический прогресс не может осуществляется без жертв и преступления. Если великие люди идут на преступления, то все преступники – великие люди, только через преступление можно стать великим (по Д – мысль эпохи 60-х). Всё человечество делится на меньшинство и большинство, которые в историческом процессе жертвы. Особенность русского героя-идеолога – он сам пробует на себе свою теорию, решается на убийство как на пробу на Великого человека. Р выбирает Алёну Ивановну, как некое воплощение зла. В этом оправдание убийства Р. Р идёт убивать зло, но кроме АИ убивает и её мягкую религиозную беременную сестру Лизавету.

Весь основной сюжет рома – размышления о преступлении и проблема наказания. Роман о духовном пути Р, о том, что происходит с человеком после преступления. После преступления Р почувствовал себя отрезанным от других людей. Он почувствовал, что человек, совершивший убийство, становится другой природы. Р понял, что он не великий человек, т.к с трудом живёт после убийства. По мысли Д, только человек, переступивший черту, совершивший преступление, может идти к Богу. Р не может справится с тем, что он стал человеком другой природы, но не может признать и своего греха. В мире Р появляется СМ, считающая себя великой грешницей. С семьёй М в пятикнижие входит тема случайного семейства. М – случайное семейство, не все члены семьи связаны кровными узами, с образом Мармеладова связано понятия семьи, в которм отцы перестали быть духовными отцами (блудный отец). Соня становится проституткой, чтобы прокормить детей, её туда направляет Катерина Ивановна, мачеха Сони. В образе С нет ничего плотского. Р сам приходит к ней, познакомившись, говорит с ней о Боге и религии. Кульминация роман – чтение притчи о воскресении Лазаря. Р приходит к СМ, он начинает говорить о Лизавете, сам вспоминает притчу о Лазаре, просит её прочитать Соню, но сам открыть книгу и прочитать он не может. В роман входит весь текст притчи, чего никогда не было в литературе. В роман вводится этот текст, чтобы противопоставить его Р и помочь ему. Только с Христом Р можно воскреснуть в мире Д. так в романе реализуется формулировка Р «тварь я дрожащая или право имею», СМ считает себя тварью Божией, дрожащая перед своим творцом и признающая свой грех.

 

Роман – большой диалог. Пости все герои романа – преступники. Бахтин вводит понятие героя-двойника (герои, в которых отражается и длится основное качество героя). Герои распадаются на двойников Р и СМ: преступники и жертвы. Герои-преступники – в основном мужчины (Лужин, Свидригайлов, который тоже является преступником-идеологом, Мармеладов). Двойники Сони: Лизавета, Дуня Раскольникова (вечная Сонечка), Пульхерия Александровна, Катерина Ивановна. Отдельные персонажи не укладываются в эту систему: Разумихин – воплощение человеческой нормы; Порфирий Петрович (второй человек, к которому приходит Р, воплощает юридическое наказание). Изображение духовного пути Р к признанию, диалоги с ПП. Сны Р. В результате Р принимает решение юридически признать преступление. Акт целования земли (Р, Алёша Карамазов) – признание перед народом, перед миром. Р получает юридическое наказание, описание каторги, омского острога. Каторжане отторгают Р, он не признал свой грех до конца.

На фоне переживания своего преступления Р заболевает и ему снятся сны. Он заболевает накануне Пасхе во время Страстной недели, в Пасху он выздоравливает. Ему снится сон о болезни всего человечества. Он выздоравливает и встречается с Соней, признаётся ей в любви. Вернувшись в острог, Р достаёт Евангелие, сам берёт его в руки, но не открывает. Финальная фраза о том, что рассказ о воскресшем Р – другая история. В основе всей проблематики романа проблема столкновения двух позиций богочеловека и человекобога.