Понятие о внимании и его видах.
Тема 15. Внимание
Структура лекции:
1. Понятие о внимании и его видах. Понятие внимания. Функции внимания. Виды внимания: внешнее, внутреннее, непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
2. Физиологические основы внимания. Распределение и взаимодействие возбуждения и торможения в коре головного мозга (концепция И.П. Павлова). Понятие о доминанте и ее роли во внимании (концепция А.А. Ухтомского).
3. Свойства внимания. Рассеянность и ее виды. Сосредоточенность (концентрация), устойчивость, объем, распределение, переключение внимания. Рассеянность и ее виды, способы преодоления. Индивидуальные особенности внимания.
На человека воздействует множество внешних раздражителей, у него имеется ряд разнообразных потребностей. Из массы окружающих объектов он выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. Это осуществляется с помощью внимания.
ВНИМАНИЕ — направленность и сосредоточенность психики (сознания) человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
При изучении внимания важно учитывать существование различных позиций в отношении его природы. Так есть точка зрения, что внимание не является самостоятельным психическим явлением, т.к. оно так или иначе присутствует в любом другом психическом процессе. Противоположная позиция сводится к отстаиванию внимания как самостоятельного психического процесса. Правда в отношении характера этого процесса также наблюдаются различные мнения: одни считают внимание познавательным процессом, другие утверждают, что оно в первую очередь связано с волевой сферой человека.
Так или иначе, доказано, что внимание представляет собой особую форму психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности, обеспечивающее ее результативность. Роль внимания значительна. В качестве основных функций внимания можно выделить:
1. Отбор поступающей информации — отбираются значимые, соответствующие потребностям и данной деятельности воздействия и тормозятся несущественные, побочные.
2. Удержание (сохранение) — в сознании сохраняется информация до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.
3. Регуляция и контроль протекания деятельности.
Внешнее выражение внимания проявляется в активных приспособительных движениях (поза, взгляд, мимика и пр.) для лучшего восприятия объекта.
В зависимости от объекта различают внешнее (направленное на внешние окружающие предметы и явления) и внутреннее (направленное на собственные мысли, чувства и переживания) внимание.
Наиболее известная классификация внимания связана с участием воли в процессе сосредоточения на объекте.
Исходя из этого различают следующие виды внимания:
1. Непроизвольное (непреднамеренное) внимание.
2. Произвольное (преднамеренное) внимание.
3. Послепроизвольное внимание.
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ возникает без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий. Поэтому его часто называют пассивным или вынужденным вниманием. В основе возникновения непроизвольного внимания лежат разные причины, которые условно можно разделить на две группы.
1. Внешние причины (сила и неожиданность раздражителя; новизна, необычность, контрастность раздражителя; подвижность раздражителя).
2. Внутренние причины: (интересы; настроение; переживания; потребности человека).
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ возникает вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий (т.е. очаг возбуждения поддерживается сигналами, идущими от второй сигнальной системы — указания, самоприказ и пр.).
Условиями возникновения произвольного внимания являются:
осознание обязанности в выполнении данной деятельности;
отчетливое понимание и внутреннее принятие конкретной задачи.
Способствуют функционированию произвольного внимания создание желаемого образа результата деятельности, привычные и оптимальные условия работы, наличие косвенных интересов.
ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ — внимание, возникающее на основе произвольного, после него, не требующее волевых усилий и сохраняющее направленность на основе возникновения интереса к самому процессу деятельности. В отличие от непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями, но здесь нет волевых усилий, а деятельность поддерживается сильным интересом (и не столько к результату, сколько к процессу деятельности). Роль этого вида внимания в любой деятельности очевидна — человек испытывает удовлетворения от хода деятельности и достигает поставленную цель.